Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Сценарии праздников

"Знакомство с научно-познавательной литературой" - урок-путешествие.
08.08.2023, 11:39

«Знакомство с научно-познавательной литературой»

урок-путешествие по научно-познавательным книгам.

Цель: формирование читательского интереса к научнопознавательной литературе. 

Состав участников: учащиеся 4 класса.

Библиотекарь. Книга! При помощи ее мы можем совершить любое путешествие, побывать в любой стране, посетить далекие планеты, познакомиться с обитателями дремучих лесов, глубоких морей.

Книги бывают разные: одни расскажут замечательную сказку, интересную повесть или подарят интересные стихи, а читая другие, узнаешь о великих открытиях, звездах и планетах, о незнакомых землях и морях, о событиях далекого прошлого и серьезных науках. Такие книги называют научно-познавательными. Читая их, человек узнает много нового и неизвестного.

Пишут научно-познавательные книги ученые или люди, очень увлеченные своей профессией, много видевшие в жизни, которые передают свои знания читателям.

Давайте познакомимся с некоторыми из них (библиотекарь показывает портрет В. В. Бианки).

Этого писателя звали Виталий Валентинович Бианки. Писал он книги для ребят. Вы, наверное, хотите узнать, какие это книги, о чем они и почему он писал об этом? Вот эти книги: «Лесные сказки и рассказы», «Лесная газета», «Первая охота» (обращаем внимание детей на выставку).

Они посвящены лесу и его обитателям, их герои — звери и птицы, травы и цветы. Почему же именно об этом писал В. В. Бианки? Потому что все это он очень любил и очень хорошо знал. Он с детства попал в окружение птиц, деревьев, цветов, хотя родился в большом городе — Петербурге. Отец Виталия Бианки был известным ученым, занимался изучением птиц. Их он изучал в лесу и брал с собой сына. Когда Бианки вырос, то рассказал об этом прекрасном и удивительном мире природы в своих книгах.

 

Библиотекарь. Некоторые из вас, может быть, думают: «А зачем мне знать, что происходит в лесу, как живут звери и птицы, я не буду биологом». Любить родную природу - это значит любить свою страну, беречь природу - это значит беречь богатства своей страны.

Николай Иванович Сладков (библиотекарь показывает портрет Н. И. Сладкова). Он прошел всю войну и имеет семь правительственных наград. После окончания войны Н. И. Сладков остался в армии, но каждую свободную минуту посвящал изучению природы. Каждое увлечение писателя приводило к созданию новой книги. Так увлечение пещерами привело к рожждению книги «Под каменным небом», фотоохотой — «Смелый фотоохотник», а для того чтобы написать книгу «Подводная газета», ему пришлось опускаться на дно морей: Белого, Черного  Каспийского. (Библиотекарь показывает эти книги).

Николай Иванович — человек смелый. Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь. Он шел навстречу с медведями, волками, рысью с одним фотоаппаратом.

Библиотекарь. Юрий Дмитриев (библиотекарь показывает портрет Дмитриева). Вот что писатель рассказывает о себе: «Я родился в 1926 году. Я занимался многими делами: учился и учил других, мечтал быть режиссером и даже работал в театре, готовился стать ученым и даже писал диссертацию. И написал ее. Но когда я впервые увидел свою фамилию на обложке книжки, а книжку в руках улыбающегося мальчика, все это кончилось. Я понял, что хочу быть не режиссером, не ученым, а хочу писать книжки для ребят. С тех пор я это и делаю...». 

(Библиотекарь показывает  книги автора: «Лесные загадки», «Сказки про Мушонка и его друзей», «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?»,  «О природе для больших и маленьких»).

Библиотекарь. Авторов научно-познавательных книг очень много. В начале занятия мы познакомились с писателям, которые пишут о природе, но есть много авторов, которые рассказывают в своих книгах о науке, технике, истории, географии , которые привлекают 

 

внимание ребенка к реальным явлениям, процессам, тайнам и загадкам окружающего мира, т.е. рассказывают детям о том, чего он не замечает или не знает о животных, растениях, птицах, насекомых; о металле, огне, воде; о профессиях связанных с познанием и преобразованием мира. 

Например, автор Анатолий Маркуша (библиотекарь показывает портрет А. Маркуши) рассказывает в своих книгах о профессиях и  говорит: «Лучше профессии, чем профессия летчика, не знаю, больше всего на свете горжусь тем, что летал на многих самолетах». (Библиотекарь показывает детям книгу Анатолия Маркуши «Чудеса на колесах»). 

Библиотекарь. Эта книга написана не только для будущих инженеров, но и для всех тех, кто интересуется техникой. А названа она так потому, что наш мир буквально движется на колесах автомобилей, тягачей, на колесах, вращающихся в миллионах станков. У колес своя сложная, порой драматическая история — по существу это история развития техники. 

Библиотекарь обращает внимание детей на книги представленные на выставке и делает обзор книг Е. Пермяка «Перо и чернильница», «Пичугин мост», «От костра до котла», Б. Житкова «Что я видел» и других.

Библиотекарь. Как вы думаете ребята, что интересного можно узнать из научно-познавательной литературы? 

Ответы детей.

Библиотекарь. Да, верно. Научно-познавательные книги помогут больше узнать об окружающем нас мире. Но запомните: научно-познавательные книги читают внимательно, без пропусков, иначе будет много непонятного в тексте. Чтобы лучше понять текст, рассматривайте фотографии, рисунки в этих книгах.

Категория: Сценарии праздников | Добавил: biblio
Просмотров: 199 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+