Главная » Файлы » Наши разработки » Сценарии праздников |
12.09.2016, 09:00 | |
Открытое внеклассное мероприятие в 3-х классах
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития. Задачи: познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям. Оформление: плакаты о чае, самоваре; пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, презентация «В гости к самовару»
Ход мероприятия:
Звучит эпиграф к мероприятию: «Добро сидеть за самоваром! И пить из блюдца не спеша. Поёт, горит, исходит жаром Его славянская душа!»
Учитель : Здравствуйте, гости дорогие! Ведущая. - Веселья вам и радости! Ведущая. - Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем. Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо! Учитель:. - Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару. Где мы узнаем об истории чая, самовара, а так же о традициях русского чаепития. Звучит фонограмма «Песня о самоваре» (под неё танцуют хоровод) Ученица: Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. И хоть более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину.
Учитель: Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня. Или после бани... Ведущий. Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни. Ведущая. Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными. Ведущий. Русское чаепитие отличается от японского. Оно связано с шумом кипящего самовара. В России чай начали употреблять с 1638 года. Завезли его из Монголии. Послушайте, как это было. Рассказ ученика. Чай, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, был завезён в Россию в XVII веке. В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой. – А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки. – Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь. Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился. Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву. О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!» Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий. Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже, как его заварить. Ученик: Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить. А я отроду не знаю, как проклятый чай варить! Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок, Да приправил перцем, луком и петрушки корешок. Гости с барином плевались, сам он ажно озверел И, отправив на конюшню, меня выпороть велел. Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить? А потом-то догадался – чай забыл я посолить. •Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай? Ученик. Чай налить, казалось, просто. Заварить его сумей. И по правилам английским Ты заварничек прогрей. С чем решили чай попить? Стоит сразу обсудить. С ежевикой и малиной, Просто чай, с лесной рябиной . Всех сортов чай, может быть. Тут всё сразу не испить. Мы заварник наберём, Кипятком крутым зальём. Подождём ещё чуть-чуть, Наливаем, можно дуть… Учитель: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Ученица: Чай горячий ароматный И на вкус весьма приятный. Он недуги исцеляет И усталость прогоняет. Силы новые даёт И друзей за стол зовёт. С благодарностью весь мир Славит чудо-эликсир! Ведущая. И хотя сейчас во многих семьях самовар заменил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая. В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют частушки. Чайные частушки 1.На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки. Так споем же под чаек Чайные частушки! 2.В плясках не жалей ботинки! Предлагай-ка чай друзьям, Если в чашке есть чаинки, Значит, письма пишут нам! 3.Самовар блестит, кипя, Чай в нем пенится! Погляди-ка на себя – Ну и отраженьице!
4.Подавай мне чашку чаю, Ведь тебе не жалко, чай? В чае я души не чаю, Наливай горячий чай!
5.Ой, чай, крепкий чай, Пейте чай – чаёчек, Чтобы радость приносил Каждый день- денечек!
6.Мы пропели вам частушки, Хорошо ли плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали.
Ведущий: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?
Сверху – дыра, снизу – дыра, А посередине – огонь да вода. Никогда не ест, а только пьёт, А как зашумит – всех приманит. (Самовар). Учитель: А когда появился самовар? (Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)
Девочка : Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей! Мальчик:Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе. Учитель :Чем хорош самовар? Девочка : В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. А чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжении обеда, и чаем трапезу заканчивали. Учитель :Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром. Учитель :Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью. Посмотрите еще раз на самовары. (Показ слайдов) Ведущий: С появлением самоваров чаепитие на Руси превратилось в целый ритуал, т.е. всё совершалось в строго определённом порядке и последовательности. Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи. Учитель :Ответьте на вопрос: В каких случаях ставили самовар в доме? Девочка : Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал родной или дорожный человек. А также – на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках, с холоду, с радости, или с расстройства, к пирогам, просто для нагрева воды .
Н Учитель :Назовите правила – приметы чаепития. Девочка 7: 1.Нельзя за столом пересаживаться с места на место. 2.Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла. 3.Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце. 4.Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!
Ведущая:Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки про наш русский самовар!
Выступление творческого коллектива. «Частушки о самоваре» 1.Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром У него горят бока! 2.Самовар поет, гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец самовар! 3.Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой! 4.Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку! Ведущий: А сейчас мы с вами посетим картинную галерею. Перед вами репродукции русских художников, на которых они изобразили фрагменты чаепитий. (Далее следует работа по произведениям русских художников.)
Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Учитель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки:
В брюхе – баня, В носу - решето, На голове – пупок, Всего одна рука И та на спине. (чайник).
Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. (сахар).
Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? (блин).
Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода. (самовар)
Ножек четыре, Шляпок одна. Нужен, коль станет Чаёвничать вся семья. (стол).
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем. (бублик).
Цветом жёлт и ароматен. В чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он. А зовут его … (лимон). Учитель:Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением. В народе по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве? Дети зачитывают пословицы, подобранные дома. - Гостю почёт – хозяину честь. -Хоть не богат, а гостям рад. - Гость в дом – радость в дом… Учитель :Согласно древнему обычаю не полагалась расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.Все вы знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиняться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога. Дети инсценируют фрагмент сказки. Баба-Яга.- Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь? Иван-Царевич.- Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай! И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выпросила. Баба-Яга.- Какие вести принёс? Иван-Царевич.- Может и слыхала, Змей Горыныч заболел. Говорят, даже кашлять не может. Баба-Яга.- Ой, беда-то какая, ой, беда! Иван-Царевич.- Не убивайся ты так, Баба-Яга. Он молодой, вылечится. После этого ей трудно оставаться враждебной. Баба-Яга.- Ну, спасибо тебе, Иван, за весточку. Она смягчается и даже своего коня даёт. Баба-Яга.- Бери моего коня, пригодится. Иван-Царевич.- Спасибо тебе, Баба-Яга за гостеприимство. За коня спасибо. Я твоё добро не забуду. Баба-Яга.- Счастливой дороги.
Учитель :Вот и подходит к концу наш праздник .И хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением. Давайте все вместе споём песенку на мотив “Голубой вагон”
1.Если вы пришли сегодня в гости к нам, Будем рады чаем угостить. Вы поспели к нашим сдобным пирогам, Вкус их всех вас может удивить.
П – в Скатертью, скатертью Стол скорей накрывай. И наливай-ка всем ароматный чай. Каждому, каждому Счастья ты пожелай И улыбнись друзьям и учителям.
2.Знаем лучше доктора серьёзного – Лечит чай и скуку и тоску. Приглашаем мальчиков и девочек Выпить ароматного чайку!
П – в
Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать? ученик.- Пригласить гостей на чаепитие. Учитель.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей.!
ученик. – Всех гостей мы угощаем Ароматным крепким чаем. Тех, кто чай с охотой пьёт, Стол накрытый давно ждёт! ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки калачи, ватрушки, пышки. Наливайте, не стесняйтесь, Сладким чаем забавляйтесь! Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу) | |
Просмотров: 700 | Загрузок: 0 | |