Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

В. Чкалов
[ Скачать с сервера (12.05 Mb) ] 28.04.2011, 14:57

 

Имя Чкалова на карте мира.

 

В сердце России, в маленьком волжском селе Василёво 2 февраля 1904 года родился мальчик. Крестили его, как полагается на восьмой день в холодной купели, в воде, принесенной прямо с Волги, и  имя дали Валерий. Появился он на свет в семье Чкаловых десятым.

Отец Чкалова - Павел Григорьевич, начинал, как и многие в Василёвском затоне, грузчиком. Не один год, надрывая жилы, таскал он тяжелые мешки с зерном и хлебом. Позже, работал на сормовском заводе, а потом котельщиком Василёвского затона. Был он широк в кости, силен неимоверно, суров и угрюм. Жена же его, Арина Ивановна, была женщиной красивой, ласковой, доброй, растила детей и отдавала им все свое время, любовь и нежность. Про таких говорят в народе – светлая.

Павел Григорьевич,  будучи мастером котельного дела, неплохо зарабатывал, и это позволило ему отделиться от отца и поставить свой дом. Дом строили плотники из села Катунки: большой, добротный, светлый, комнаты с высокими потолками, большая, особой конструкции печь. Этот дом и посей день стоит на горе, над рекой, там издавна селились мастеровые, грузчики, бывшие бурлаки – словом, простой люд. В этом доме многое носит отпечаток  характера Павла Григорьевича.

Когда Валерию исполнилось семь лет, его определили в сельскую школу. Учился он легко, любил больше всех предметов математику. Обладая цепкой памятью, задачи решал быстро в уме. Валерий рос большим непоседой, в школе шалил немало, устраивал со сверстниками потасовки, чтобы помериться силой. Все это, в конечном счете, выливалось в нравоучительные беседы с учителями и двойки в дневнике по поведению.

Он был хорошим товарищем, никогда не обижал слабых ребят. Всегда заступался за них, помогал им. Однако везде и всегда стремился к первенству: шла ли речь о том, кто дальше всех кинет камень, или проплывет.

В пятнадцать лет он устроился работать в авиационные мастерские, где занимался сборкой отремонтированных самолетов, внимательно изучал их. Оттуда он поступил в подготовительную авиационную школу в небольшом городке Егорьевске, под Москвой.

Первый шаг в небо был сделан. Теперь предстояло обрести крылья – научиться летать.

После окончания Теоретической школы  Валерия направили в Борисоглебскую школу летчиков, где происходило уже практическое обучение полетам.

Чкалов был очень жизнерадостным, очень любил песни и дорожил своей репутацией песенника. С каким старанием он, бывало, выводил: «Как ныне сбирается вещий Олег». Он пел с чувством, выразительно, четко произнося слова песни.

Валерий увлекался спортом, особенно футболом, теннисом, гимнастикой. Он самозабвенно играл в драмкружке комические роли. Приходилось только удивляться, как на все его хватало!

В числе десяти лучших выпускников Борисоглебской школы, Чкалова направляют в Москву, в Авиационную школу высшего пилотажа «Крылья Коммуны». Валерия  назначают в группу инструктора Жукова Александра Ивановича, великолепного мастера высшего пилотажа.  Там он осваивал самолеты разных типов, на которых до этого еще не летал.

По окончании школы Валерий Чкалов распределяется в Ленинградскую 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью, созданную на базе отряда знаменитого русского летчика П.Н. Нестерова, где начал проводить свои первые эксперименты в  воздухе. Он готов был вообще не покидать самолета. Летать, летать, летать… В этом заключался смысл его жизни.

Наступила зима. Полетов стало меньше, а свободного времени больше. Валерий опять стал много читать, заниматься спортом, играть в спектаклях драмкружка, где он и познакомился со стройной, симпатичной девушкой – Оленькой Ореховой, - студенткой Ленинградского педагогического института. Их дружба продолжалась два года, после чего Валерий решился сделать Ольге предложение, и она согласилась стать его женой. Свадьба была небольшой, но шумной и веселой.

Став  семейным человеком, Чкалов не изменился. Он был все таким же неуемным, бесстрашным, рисковым человеком…

В браке с Ольгой Эразмовной у Чкалова были сын Игорь  и две дочери Валерия и Ольга, которых он сильно любил.

Чкалов не хотел стоять на месте. Он хотел все время расти, совершенствоваться, оттачивать свое мастерство. И активно искал пути к этому.

Больше  всего летал на маленьких, одноместных самолетах-истребителях. Их он любил за большую скорость, за то, что на них можно выделывать любые фигуры. Конечно, на больших самолетах Валерий Павлович тоже летал. Но особого вкуса к этому не чувствовал.

И вот однажды его друг, летчик-испытатель Байдуков, уговорил Чкалова попробовать в воздухе самолет АНТ-25, специально построенный для дальних перелетов. И вскоре Чкалов В.П., со своим экипажем:  Байдуковым Г.Ф. и Беляковым А.В., просит Советское Правительство разрешить полет через Северный полюс в Америку на этой машине. Правительство согласилось, но сначала – для пробы – предложило совершить полет на Дальний Восток. Полет проходил в очень сложных метеоусловиях. В густых облаках и при сильном ветре Чкалов должен был часами вести машину вслепую, а под конец сажать ее на совершенно неприспособленную площадку среди оврагов и валунов. Только летчики высочайшего класса могли преодолеть все эти трудности.

В воздухе самолет пробыл 56 часов – более двух суток.

Перелет по маршруту Москва – Петропавловск-на-Камчатке – остров Удд был закончен.

За выполнение такого замечательного перелета Чкалову, Байдукову и Белякову было присвоено звание Героя Советского Союза.

А почти год спустя, тот же самолет АНТ-25, управляемый тем же экипажем – Чкаловым, Байдуковым и Беляковым, - стартовал в перелет через Северный полюс в Америку. Как и в первый раз, перелет происходил в очень сложных условиях. Над Баренцевым морем АНТ попал в область мощного циклона. Из-за облачности и угрозы обледенения, Чкалов принужден был вести самолет на большой высоте. Постоянно ощущался недостаток кислорода. Летчикам приходилось экономить его – впереди был еще полет над Кордильерами. После Земли Франца-Иосифа погода улучшилась, облака рассеялись. Рано утром АНТ миновал полюс и взял курс к берегам Канады. Тут опять пошли густые облака, в то же время произошла опасная поломка в системе водяного охлаждения мотора, которую экипаж устранял прямо в воздухе. Вечером самолет летел уже над Канадой. А ночью на большой высоте среди густых облаков АНТ-25 с трудом перевалил через Скалистые горы. К этому времени вышел весь запас кислорода. Из-за кислородного голодания каждое движение летчикам давалось с трудом. К утру они уже летели над Тихим океаном, а после полудня приземлились на аэродроме Ванкувера.

 Этот полет длился 63 часа – без малого трое суток!

Американцы сердечно приветствовали  наших летчиков. Сейчас наша авиация известна во всем мире. Но тогда показать наглядно, чего она стоит и на что способна, было очень важно.

Прошел год. Наступила новая зима.

Валерий Павлович работал – летал, готовился испытывать новый самолет. Еще более скоростной, высотный, верткий.

И вот настал день первого вылета на этом самолете. Набрав высоту, Чкалов стал пробовать, как ведет себя машина на разных скоростях, как слушается рулей, как делает развороты – сначала плавные, а потом покруче. Самолет понравился летчику. Заканчивая свой полет, он стал снижаться на посадку. До земли было уже совсем близко, и тут-то случилась беда: мотор не послушался! А когда мотор не работает, самолет может только снижаться. Так он и дошел до самой земли – не там, где его ждало ровное, укатанное поле аэродрома, а в совсем неподходящем месте – среди бугров, столбов и строений.

Последнее, что успел сделать Чкалов, это отвернуть от появившегося прямо перед ним дома: там могли быть люди. Чкалов, погибая сам, хотел спасти этих людей.

А потом – самолет ударился о землю…

Гроб с телом легендарного летчика был поставлен в Колонном зале. За два с половиной дня мимо гроба прошло более полумиллиона человек.

В ночь на 18 декабря тело Валерия Чкалова было кремировано, а днем состоялись похороны на Красной площади. Под артиллерийские залпы урну с прахом Чкалова замуровали в нише кремлевской стены.

За свою жизнь Чкалов испытал около семидесяти самолетов различных конструкций. Многие из них были приняты на вооружение  и поступили в серийное производство.

Память о Чкалове жива и по сей день. В городе Горьком, там, где река Ока впадает в Волгу стоит памятник Чкалову, сделанный его другом, скульптором Исааком Абрамовичем Менделевичем. А если сесть на пароход или катер и поплыть вверх по Волге, то скоро попадешь в город Чкаловск – бывшее село Василёво, где родился замечательный летчик.

Рядом с родным домом Чкалова, превращенным сейчас в музей, построен большой ангар. А в ангаре стоят самолеты. Ширококрылый АНТ-25 – тот самый, на котором Чкалов, Байдуков и Беляков выполняли свои знаменитые перелеты. Маленький, похожий на бочонок, истребитель И-16, когда-то испытанный в воздухе Чкаловым. Двухместный У-2 – его правительство подарило Чкалову. Каждый из самолетов напоминает нам об этом человеке.

О Чкалове пишут книги и воспоминания, его имя можно найти не только в художественной литературе, но и в различных научных исследованиях, статьях, исторических материалах.

Но все-таки главное, что укрепляет нашу память о Чкалове, это его искусные полеты, его верность своему делу и своим товарищам.

Таким был Валерий Павлович Чкалов – человек необыкновенной душевной теплоты, волжской широты, сказочной смелости, беззаветно любивший свою Родину, свой народ и служивший им до конца.

 

 

Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio | Теги: Летчик-испытатель. Валерий Чкалов.
Просмотров: 5250 | Загрузок: 473 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+