Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

Русь колокольная
25.12.2012, 12:07

Вместе с христианством Русь приняла и византийскую традицию храмового строительства.

Русским храмам присуще многоглавие. Причем купола приобрели свою особою форму. Если в Византии купол имел форму полушара, то на Руси купола делали еще и шлемовидными, и луковичными.

Постройка каждого храма, собора, церкви сопровождалось каким-либо знаменательным событием, храм называли в честь святого или князя. Итак,

Святый благоверный и великий князь Георгий 2 Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода был внуком основателя Москвы Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукова, князя Суздальского, великого князя киевского, и правнуком великого князя Владимира 2 Всеволодовича Мономаха. Его отец благочестивый и великий князь владимирский – Всеволод 3 Юрьевич (Георгиевич) являлся родным братом святого великого Андрея Боголюбского (1174), первого собирателя Руси, поборника сильной, мудрой власти и первого мученика этой идеи. Святый Андрей Боголюбский стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем великого княжества Владимирского – непосредственного предшественника Московского царства. Мать Георгия 2 Всеволодовича – Мария Шварновна происходила из небольшого княжества, расположенного в Московской области.

Георгий 2 Всеволодович являлся племянников св. Андрею Боголюбскому и был родным дядей св. благоверному Александру Невскому от брата Ярослава Всеволодовича.

Великий князь Всеволод расширил границы своего Владимирского великого княжества, укрепив его позиции в Новгородской, Рязанской, Муромской землях.

В годы его правления Владимирская икона Божьей Матери стала главной святыней Северо-Восточной Руси. Он пользовался уважением и в Южной Руси – мирил перессорившихся южнорусских князей.

Большинство русских князей признало его старейшиной Мономаховичей. Он продолжал духовную просветительскую деятельность своего отца и брата Андрея.

В начале 90-х годов 12 в. Обустраивает собственные земли и развертывает в Северной Руси строительство храмов и крепостных сооружений. Во Владимире с участием немецких мастеров было начато строительство собора в честь великомученика Димитрия Солунского – своего небесного покровителя. В январе 1197 г.в соборе поместили принесенные из Солуни «доску гробную» с раки великомученика Димитрия и сорочку святого. Деревянные храмы в честь небесного покровителя Всеволода Георгиевича были построены в Дмитрове и в Москве. В самом Владимире перестроили и расширили построенный в 1159-1161 гг. Андреем Боголюбским Успенский собор. Заново освящен 14 августа 1189 г. воздвигнуты новые храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы, надвратная церковь во имя Богоотца Иакима и Анны. В Суздале русские мастера заново отстроили церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.  В годы княжения Всеволода Георгиевича продолжалось монастырское строительство. Упоминается Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Владимирский женский Княгинин монастырь (в память о великой княгине Марии. Именно по ее настоянию великий князь Всеволод Георгиевич основал монастырь в 1199 г, а в 1200 г. воздвиг храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Умерла в 1206 г., похоронена в монастыре. Гробница схимонахини Марфы находится в нише алтарной стены Благовещенского придела Успенского собора), Ярославский мужской монастырь в честь Преображения Господня и другие. Над образами и фресками для церквей  работали артели византийских и русских иконописцев.

В 1212 г. князь Всеволод скончался. Был погребен на северной стороне Успенского собора, напротив каменной гробницы своего брата Андрея Боголюбского.

 

Основатель Нижнего Новгорода великий князь Георгий Всеволодович. Родился 26 ноября 1188 г. в Суздале. 28 июля 1192 г. княжич Георгий принял «постриг» - всажение на коня, что означало признание нового члена княжеской семьи. Княжич учился военному искусству ездить на коне, стрелять из лука и др. Способствовала  развитию воинской доблести княжеская охота. По достижения совершеннолетия князьям обыкновенно давался для кормления и управления в родовой отчине один из городов.

В 12 в земли в устье реки Оки и дальше от реки покрыты были дремучими лесами и принадлежали языческим народам – мордве, черемисам, муроме и др. в 1220 г. земли в устье Оки отошли к русским. В 1221 г Георгий Всеволодович высадил дружину в устье Оки. Место для закладки выбиралось заранее по воле великого князя и благословению епископа Симона. По тогдашним обычаям основать город значило обвести его рвом, валами и деревянно-земляной крепостью. Великий князь поставил в городе деревянную церковь в честь архистратига Михаила. Город на холме в устье Оки встал на самой границе русских земель. При основании города произошло столкновение с мордовскими племенами. Они были оттеснены вглубь лесов. Поэтому в течение длительного времени русским переселенцам предстояло устанавливать отношения с местными племенами и военные столкновения возобновлялись как с той, так и с другой стороны.

В 1225 г. деревянная церковь архистратига Михаила – покровителя русского войска – была заменена на каменную. Известно, что Москва первый свой каменный храм построила столетием позднее Нижегородских Архангельского и Спасо-Преображенского соборов. В том же городу заложена церковь Спаса святого, Святой Богородицы в Суздале. Спасская церковь, построенная великим князем, была символом святой православной веры и центром духовной жизни в новом крае. Одновременно с Нижним Новгородом был основан и Нижегородский монастырь «Пресвятыя Богородицы, иже бе вне града», известный позднее Благовещенский. Спустя 8 лет, в 1229 г., монастырь сожжен мордовским князем Пургасом и возрожден через 1,5 столетия митрополитом Алексеем Московским.

Ситская битва и мученическая кончина святого благоверного князя Георгия.

Княжеская ставка располагалась на невысоком холме у реки Сити там, где теперь село Божонка. Там находился княжеский шатер, в котором были хоругви с изображением Спасителя, Божьей Матери, княжеские стяги и иконы – неотъемлемая походная часть русского войска со времен Андрея Боголюбского.

            Из исторических исследований и местных преданий известно, что местоположение русских дружин и ставки (место начала сечи с татарами) находилось именно в районе села Божонка (в старину – Божий городок). Божонка – село, малонаселенное, существует и по сей день.

Вскоре после страшной сечи, где погибли десятки тысяч окруженных татарами воинов, на месте начала битвы была выстроена часовня, или «божница» (молельная) – для поминования павших.  Отсюда, вероятно, и происхождение названия «Божонка».

В 16 в. В Божонке была построена трехпрестольная деревянная церковь, а в 1854 г. вместо нее воздвигли каменный храм, где главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а два других предела – во имя св. Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Придел во имя св. благоверного князя Георгия Всеволодовича в этой церкви был устроен позднее (не ранее 1870 г.)

В советские годы эта церковь была закрыта для богослужений, а ныне разрушена.

Имеется в современной Божонке и памятник советских времен, напоминающий о давнем Ситском сражении. Он установлен за селом в 1980 г., в год 600-летнего юбилея Куликовской битвы. Но именно церковь Покрова Пресвятой Богородицы всегда оставалась святилищем памяти погибших на Сити защитников Отечества.

В том бою погиб Георгий 2. Его тело, обнаруженное епископом Ростовским Кириллом 2, было отпето в Ростове, позднее было перенесено  во Владимир в Успенский собор. К удивлению присутствующих голова, положенная в гроб, приросла к телу так, что не осталось на шее ни малейшего следа, а правая рука святого князя была приподнята как у живого. Этими чудесами было показано, что его страдальческий подвиг принят Богом, и Он воздал князю взамен земного царства вечное царство в будущем нескончаемом веке. Достоверность этого сообщения подтвердило вскрытие мощей Георгия Всеволодовича, которое состоялось 13 и 15 февраля 1919 г. Очевидец вскрытия мощей сообщил: «У великого князя Георгия, убитого в бою с татарами…в котором ему была прочь отсечена голова, последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить, что она была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно». Белокаменный гроб с телом великого князя положили в алтарь Благовещенского придела под полом в южной галерее недалеко от стены. Официальной датой канонизации князя считается 1645 г.

Небесный покровитель Нижнего Новгорода заложил крепкое основание городу. Будучи святым, он посеял святое христианское семя новой жизни, которое дало крепкие корни развития и силы. В течение многих веков, с 13 до 16 в., город Нижний Новгород охранял восточные рубежи Русской земли.

В 17 в. организовал защиту Московской Руси под предводительством Минина и Пожарского. До сего времени Нижний Новгород является одной из самых надежных составляющих страны, которая питает и поддерживает российскую государственность.

 (Приложение http://depositfiles.com/files/c3bwhkdtm)

Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio
Просмотров: 1160 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+