Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

По Золотому кольцу России
25.12.2012, 09:58


«Золотое кольцо» - это замечательное название возникло не случайно и образовалось из прекрасных древних городов северо-восточной Руси: Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Владимира, Суздаля. В истории русской земли они занимают особое место. Здесь, во Владимиро-Суздальской земле, копилась сила для будущих побед над монголо-татарами. А в лихолетье, названное Смутным временем, в Ярославле и Костроме собирали народ для битвы с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. На костромской земле простой крестьянин Иван Сусанин ценою своей жизни спас жизнь русскому царю. 

Я назвала 7 основных городов, но нельзя упомянуть и Углич – древний город в излучине Верхней Волги, заложенный в 937 году. Если взглянуть на город с Волги, открывается волшебная панорама Углича: Спасо-Преображенский собор, чуть дальше фасад церкви Димитрия –на Крови и утопающие в листве ветвистых деревьев Палаты дворца удельных князей. А за кремлевским рвом – силуэт Казанской церкви, еще дальше – Воскресенский монастырь и изящная церковь Рождества Иоанна Предтечи. От разных периодов истории остались в Угличе свои памятники: трехшатровая Успенская церковь (Дивная), Воскресенский, Алексеевский монастыри. В угличском историко-художественном музее выставлен знаменитый «ссыльный» колокол – свидетель и участник этого трагического события. На колоколе вырезана надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия».

            На юго-востоке от Костромы, на холмистом правом берегу Волги раскинулся город Плёс – одно из живописнейших мест средней полосы России, которому посвящены картины И. Левитана. 

            Путешествие по Золотому кольцу начинается в столице нашей родины – Москве.

И первым городом, в который дорога приводила паломников, был Сергиев Посад. Троицкая дорога вела к Троице-Сергиевой лавре, к великому старцу земли русской – преподобному Сергию Радонежскому. Еще при жизни преподобного Сергия вокруг обители стали селиться люди. Они просили у него благословения, чтобы жить здесь, расчищали лес, ставили избы. Так появился город, ставший любимым местом паломников-богомольцев и просто путешественников. Кто только не побывал здесь: Гоголь и Достоевский, Репин и Суриков, Чайковский и Шаляпин. И в наше время Сергиев Посад – самый посещаемый город Золотого кольца. Исторические факты о Свято-Троицкой Сергиевой лавре – оборона от польских и литовских войск 23 сентября 1608 г.(30 000 человек, 63 орудий и наши 3000 ратников), победа на Куликовском поле (князь Московский Дмитрий Иванович просил об совета у Сергия, и в итоге по его благословению русские войска победили 8 сентября1380 г.)

Лавра – это целый город, с величественными соборами, Троицким и Успенским. На территории лавры находятся корпуса Духовной академии и семинарии.

В Троицком соборе находится рака с мощами преподобного Сергия. Многие иконы из иконостаса Троицкого собора написаны в 15 веке Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В иконостасе Троицкого собора, справа от царских врат, находилась знаменитая икона «Троица», написанная Андреем Рублевым. С 1929 г. она хранится в Третьяковской галерее, а в иконостасе находится ее точная копия.

 

Переславль-Залесский. Плещево озеро - Трубеж

Когда Ростово-Суздальская земля досталась в удел князю Юрию Долгорукому, первой и главной его заботой стало строительство новых городов и храмов. В этом городе он заложил каменную церковь Преображения Господня. Только после кончины великого князя его сын Андрей Боголюбский завершил строительство Спасо-Преображенского обора. Стены которого удивляют и сейчас своей могущественностью и красотою.

На Руси осталось мало городов, в которых до сей поры сохранилось столько памятников древней архитектуры и искусства. Купола дивных церквей – Петра Митрополита, святого Корнилия, церкви во имя Сорока севастийских мучеников в устье Трубежа и других, малых и больших.

С 16 в. Переславль – город, через который шла торговля с Западной Европой. Царь Иван Грозный превратил его в мощную крепость на северной дороге. Памятники Никитского монастыря до сих пор остаются для ученых загадкой. В Никитском соборе тяжелый свод непостижимым образом держат лишь стрельчатые арки. Вторая загадка – Благовещенская церковь монастыря: там перекрытие уникальной трапезной сделано без поддерживающих столбов.

Царь Иван Грозный очень любил бывать в переславском Даниловском монастыре. Его основал в 16 в. Монах Даниил. Здесь был построен одноглавый Троицкий собор.  В Горицком монастыре города находится богатейший историко-художественный музей. В нем хранятся шедевры иконописи:  иконы «Петр и Павел», «Огненное восхождение Ильи пророка», и др.  Гордость музея – две хоругви 16 в., вышитые супруго Ивана Грозного Анастасией Романовой. В картинной галере – работы известных русских художников: Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Василия Поленова….

Среди скульптур – «Полунощный скорбящий Спас»

Ростов Великий.

Стоит на берегу озера Неро.  До прихода славян здесь жило племя меря. С 10 века Ростовская земля стала христианской. Немало князей и богатырей в эпоху монголо-татарского нашествия полегло за веру христианскую, за землю русскую. Множество былин о храбрости русских богатырей создано именно в Ростове. Особенно любили жители Ростовской земли былину «Алеша и Тугарин» (Алеша Попович). Прототипом этого былинного героя стал ростовский князь Александр Попович. Он погиб в 1223 г. в знаменитой битве с монголами на реке Калке.

Чудо Ростова Великого – его Кремль. Он построен за 20 лет (с 1670-1691) под руководством ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Ростовский митрополит Дмитрий принимал и угощал здесь Петра I. Митрополичий дом в 3 этажа соединен широким переходом с церковью Спаса на Сенях – домой церковью митрополита. Напротив  - Водяная башня. Над Святыми воротами возвышается храм Воскресения. В западной стене Белой палаты есть дверь, выходящая на кремлевские переходы. Если пойти этими крытыми переходами, придешь к храму Григория Богослова. Сюда ходил в школу преподобный Сергий.

Еще один собор – величайший храм Иоанна Богослова, построенный в 1683 г. чуть подальше Красная палата или «Хоромы для пришествия великих князей».

Небольшая, необычно украшенная церковь Божией Матери Одигитрии, расположена в северо-западном угла Кремля.

Совсем рядом с Кремлем, напротив Святых ворот, возвышается могучая белая громада пятиглавого Успенского собора. Успенский собор – усыпальница ростовских князей и митрополитов. Здесь похоронен великий строитель Ростовского Кремля митрополит Иона.

Могучая, с четырьмя арками, звонница была построена в к конце 12 века. На звоннице было подвешено 13 колоколов, а в 19 в. Добавили еще 2. Ростов стал хранителем уникальных колоколов, отлитых местными мастерами. Каждый колокол при «рождении» получал имя. Самый большой, басовый, назван «Сысоем» его раскачивают двое. Звон ростовских колоколов слышен на 20 км.

Со стен «Божьего града» - Кремля – виднеются стены Спасо-Яковлевского монастыря, основанного в 14 в. В нем покоятся мощи святителя Дмитрия Ростовского, великого проповедника и церковного писателя.

На востоке близ дороги на Ярославль – Авраамиев монастырь (11 в.) основан преподобным Авраамием Ростовским, на том месте, где стоял раньше идол бога Велеса. До наших дней сохранился в монастыре Богоявленский собор, построенный по велению Ивана Грозного в честь взятия Казани в 1553г.

Ярославль

В 1010 г. на правом берегу Волги заложил князь Ярослав город и назвал его своим именем. На Богоявленской площади, в самом центре, стоит памятник Ярославу Мудрому, которому город обязан своим появлением. Памятник соседствует с Богоявленской церковью, она построена в конце 17 в. На средства купца Алексея Зубова.

Все самые лучшие черты ярославского зодчества воплотились в знаменитой церкви Ильи Пророка: резной иконостас, древние иконы («Илья Пророк»), фрески. Церковь расписывали с 1680-1681 гг. мастера-художники Гурий Никитин и Сила Савин.

В Ярославле самая красивая на всей Волге набережная. На набережной, неподалеку от крутого спуска к Волге, стоит памятник поэту Николаю Алексеевичу Некрасову, воспевшему великую русскую реку.

Издалека виден Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря, основанный в 12 в. Именно здесь, в монастырском книгохранилище, уцелел список «Слова о полку Игореве» - величайшего памятника древнерусской литературы. Сейчас Спасский монастырь – историко-архитектурный музей-заповедник. Древнейший Спасо-Пребраженский собор строился во времена Василия 3 с 1506-1516 гг.

В стенах Спасского монастыря собирали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский народное ополчение, которое освободило Москву от польско-литовских интервентов. Спасо-Преображенский собор расписан изумительной красоты фресками, часть из которых сохранилась. А иконы из этого собора – такие, например, как Спас в силах, образ Божией Матери «Ярославская Оранта» 12 в., храмовая икона Преображения Господня и др. – представляют историческую и художественную ценность.  В Ярославле есть древнейший образ Богоматери Ярославской – она была домашней иконой князей Василия и Константина Всеволодовичей.

Одна из уцелевших башен города-крепости названа была Знаменской в честь иконы Знамения Божией Матери, которая помещалась в нише над аркой башни. Ее чудесной силой в 1612 году была предотвращена эпидемия среди ополченцев Минина и Пожарского.

Главной святыней Ярославля является Толгская икона Пресвятой Богородицы.  По преданию чудотворный образ явился святителю Трифону в лесу, на берегу Волги в 1314 г. на этом месте был построен храм для Толгской иконы, а затем основан Толгский монастырь.  В дни бедствий ярославцы совершали с этой иконой крестные ходы, молили о помощи и получали ее.  Чудеса исцеления, совершаемые Толгской иконой, постепенно прославили ее и обитель на всю Русь. В 1553 г. царь Иван Грозный посетил обитель и у него исцелились ноги. В благодарность о подарил монастырю образ Спаса Нерукотворного.

Кострома

В глухих лесных дебрях у впадения реки Сулы в Волгу жило языческое племя славян. Каждой весной приносили они жертву богу солнца – Яриле. Хоровод девушек с песнями нес на берег реки большую соломенную куклу, которую называли Кострома. Там Кострому или топили в воде, или сжигали, принося жертву богу Яриле. Этот самый главный обряд – похороны Костромы, видимо, и дал название будущему городу.

В 1152 г. основал город Юрий Долгорукий, но в 1238 г. монголо-татарский хан Батый сжег его. И только по прошествии нескольких лет город был восстановлен великим князем Ярославом Всеволодовичем. Он поставил деревянную церковь во имя святого Федора Стратилата. Здесь долгое время находилась главная святыня Костромы – чудотворная икона Федоровской Божией Матери, обретенная Василием Ярославичем на охоте в лесу. Федоровская икона сейчас находится в Богоявленском соборе Богоявленского Анастасиина монастыря, основанного в 15 в.  учеником Сергия Радонежского старцем Никитой. В 1559 г. при царе Иване Грозном поднялся каменный пятиглавый Богоявленский собор.

Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробивался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Он завел их в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чем дело, замучили Сусанина до смерти. В Костроме в центре города был построен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

Все русские цари из дома Романовых с благоговением посещали Кострому и Ипатьевский монастырь. Ипатьевский монастырь – историко-художественный музей-заповедник. Именно здесь долгие годы хранилась так называемая Ипатьевская летопись – копия 15 в. с древнейшего летописного свода Киевской Руси. В нее входит «Повесть временных лет», Киевский свод 12 в. и Галицко-Волынская летопись.

Очень древних памятников в Костроме почти не осталось из-за пожара 1773 г. время пощадило самый прекрасный костромской храм – пятиглавую церковь Воскресения на Дебре, построенную в 1652 г. купцом Е.Г. Исаковым. Существует историческое предание, связанное со строительством этого храма.

Однажды, разгружая прибывшие из Англии товары, рабочие Исакова нашли бочонок с золотыми монетами. Исаков сообщил об этом в торговое представительство Англии – Аглицкий дом. Через некоторое время из Англии пришел ответ. Как бочонок с монетами оказался среди товаров, англичане не знали и поэтому назад клад не требовали. Но просили употребить монеты на богоугодное дело. Некоторые искусствоведы считают, что львы и единороги на воротах церкви Воскресения появились потому, что эти животные изображены на гербе Великобритании.

Владимир.

На Клязьме, который князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей, был основан его дедом Владимиром Мономахом в 1108 г.  до этого столицей северных земель был Суздаль.  Все силы положил князь на возвеличивание Владимира, расширяя и обустраивая город. Начал он с сооружения оборонительного пояса вокруг новой столицы, от которого сейчас сохранились лишь Золотые ворота. Они сооружались с 1154-1164 гг. Они наглухо закрывались перед врагами и широко распахивались перед героями-освободителями. Под их сводами прошли в 1242 г. победители тевтонских рыцарей на Чудском озере, и отважные герои Куликова поля. А «Золотыми» они назывались потому, что их громадные дубовые двери были обиты золочеными листами и действительно сияли, как золотые. В 1158 г. во Владимире был заложен Успенский собор. В нем Андрей Боголюбский поместил чудотворную икону Божией Матери, которую привез с собой из Вышгорода – своего удела под Киевом.  До середины 15 в. Успенский собор был главным храмом Руси.  От древних настенных росписей в соборе при реставрации были обнаружены фрагменты уникальных фресок 1161-1189 гг. и фрески 13 в. Неподалеку от Успенского собора стоит древнейший Дмитриевский собор (1194-1197 гг.) построен князем Всеволодом 3 Большое Гнездо.

Суздаль

На реке Каменки. До того как великий князь Владимир крестил Русь, суздальцы были идолопоклонниками. Они поклонялись языческим богам – Яруну, Пинаю, Облупе, Купале.

В 990 г. князь Владимир, принявший святое крещение, приехал с епископом Федором крестить Суздаль. Девять веков этой истории запечатлены в архитектурных памятниках.

В центре города высится Суздальский Кремль. За валами – красивейший собор Рождества Богородицы со «златыми вратами». Воротам этим около 700 лет. Сохранились древние архиерейские палаты кремля. Главная «драгоценность» архиерейской резиденции – Крестовая палата, где проходили торжественные приемы. Сейчас в них находится богатый музей древнерусского искусства.

Суздаль старше Москвы. Наивысший расцвет Суздаль пережил в 12-18 вв. когда столицей стал Владимир, Суздаль не потерял своего значения, остался любимой резиденцией князей, торговым центром и оборонительной крепостью.  В это время вокруг Кремля укрепляется посад и строятся сразу два монастыря – Козьмодемьянский и Ризоположенский. Строгие и скоромные, они воздвигались суздальскими умельцами – каменотесами и резчиками по камню.

Когда возвысилась Москва, Суздаль потерял политическое значение, но остался духовным центром. Вокруг него стремительно строятся монастыри: Троицкий, Александровский, Введенский, Покровский (Кусочек святой Руси, сохранившийся в Суздале – Покровский монастырь, основанный в 1364 г. суздальским нижегородским князем Андреем Константиновичем в честь Покрова Пресвятой Богородицы Главная святыня монастыря – мощи преподобной Софии Суздальской) и Спасо-Евфимиев (На высоком берегу Каменки, прямо напротив Покровского монастыря, стоит Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 г. В этом монастыре похоронен освободитель Москвы от польских захватчиков князь Дмитрий Пожарский. У монастырских ворот – памятник герою), др.

 (Приложение 1)

Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio
Просмотров: 3734 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+