Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

Незабвенный спаситель Отечества - Кузьма Минин!
[ Скачать с сервера (2.54 Mb) ] 29.04.2011, 11:11
Козьма Минин, Козьма Минич,

   Кузьма Захарович Минин по прозвищу Сухорук, Кириша Миннибаев или Мининбаев (? — 21 мая 1616) — русский национальный герой, организатор и один из руководителей 2-го ополчения в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции н. XVII в. 

     Первый сити-менеджер Нижнего Новгорода.

   Биографический вопрос

   Кузьма Минин происходил из многочисленной семьи балахнинского солепромышленника Мины Анкудинова. "Минин" — первоначально было отчеством и лишь впоследствии стало родовой фамилией. А.Я.Садовским доказано, что встречающееся в исторической литературе имя Кузьма Захарьев сын Минин Сухорук принадлежит другому человеку. Отойдя от родовой профессии, Минин перебрался в Нижний Новгород и стал посадским, торговал мясом и рыбой. Избранный в сент. 

    1611 земским старостой, Минин призвал к "собранию ратных людей", первым показал пример, отдав треть своего имущества на организацию ополчения, и пригласил главным воеводой Д. М. Пожарского. Вместе с ополчением прошел до Москвы и участвовал в сражении, закончившемся изгнанием польских захватчиков.    

   После избрания царем Михаила Федоровича Романова в 1613 М. получил чин думного дворянина и вотчину "в род их неподвижно". Минин жил в Москве и выполнял важные поручения правительства и царя, собирал пятину (20 процентов от имущества) с посадских людей, пополняя истощенную Смутой казну, участвовал вместе с другими боярами в управлении государством во время выезда царя на богомолье.

   Зимой 1615 в. Поволжье восстали татары и черемисы. После подавления бунта был отправлен в Казань для выяснения причин недовольства. Умер на обратном пути, не успев добраться до Москвы.

   В 1826 Кузьме Минину и Пожарскому был поставлен памятник работы скульптора И.П. Мартоса в Москве на Красной площади. Современная версия происхождения Минина Впервые же о татарском происхождении Кузьмы Минина было заявлено в 2002 году историком Владимиром Махначом, который назвал его «крещеным татарином Киришей Миннибаевым».

   Через четыре года председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал версию о татарском происхождении Минина. Одновременно с ним тезис о возможной татарской национальности героя 1612 года был озвучен тогдашним патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх считал также, что в ополчении Минина и Пожарского было много татар, которые шли освобождать Москву от интервентов.  

   Интересно, что никто из российских официальных лиц или историков не отреагировал в тот момент на заявление Равиля Гайнутдина (молчание — знак согласия?). Более того, В. В. Путин косвенно подтвердил тогда слова главного муфтия, заметив, что «процесс освобождения России начался с Казани». Известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своем капитальном труде «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» однозначно утверждает, что фамилия Минин происходит от названия рода «мин», который был ведущим кипчакско-ордынским родом. О роде Мининых как одном из мощных и жизнеспособных образований тюркско-кыпчакского происхождения подробно писал профессор БашГУ Р. З. Янгузин. Из той среды вышли знатные ордынские роды.

   В Полном собрании российских летописей говорится, что выходцев из этого рода именовали Миниными. Довод этот довольно-таки убедительный. При всем при том, достоверных и аргументированных научных сведений, был ли Кузьма Минин на самом деле татарином, нет. Это, по большому счету, версия, которая имеет право на существование. Предпосылки деятельности Минина Земщину на Руси установил Иван Грозный, заменив так называемое кормление (самовольное обложение населения наместниками и волостелями) государевым оброком. Выборный на сходе (обычно на год) "излюбленный" староста в первую очередь и отвечал за сбор налогов. Борясь с Боярской Думой, Грозный любил назначать своими наместниками простолюдинов, отличавшихся рвением в служении и абсолютной безжалостностью (наподобие милого его сердцу Малюты Скуратова). Должность была с серьезными властными полномочиями, но общественная, без жалованья и сама по себе, в общем-то, мало приятная (включая выполнение фискальных функций, вызывавшее определенное отношение в массах). Помимо всего прочего – организация благоустройства, пожарный надзор, выгон народа на общинные работы, ходатайства по мирским делам и т.п. Одним словом, должность хлопотная, особенно с учетом отсутствия жалованья. Пусть хотя и почетная, но лишь в той мере, в какой было отмерено - даже фамилии Кузьме сыну Минину, человеку посадскому, равно как и холопу, и крестьянину, все едино не полагалась. Потому Карамзин в своей Истории «для солидности» придумал ему фамилию и даже объявил "гражданином" (хотя в те времена, и даже во времена Карамзина, в России никакого гражданства не было, а существовало абсолютное подданство русскому царю - холопство).

   Будучи человеком смышленым, жестким и изворотливым, Козьма выгодно использовал свою должность и весьма преуспел в обирании подвластных ему людей самыми жесткими методами. Когда в Балахне, на родине К. Минина, купцы и промышленники недодали ему денег, Козьма возмутился: "Руки бы вам поотсекать! " - как пишут летописцы. После такого предупреждения, ранее неоднократно подтверждавшегося действием, купцы принесли более, чем просили. Позднее, после взятия его ополчением Ярославля, Козьме Миничу даже удалось взять под стражу и обобрать ярославского земского старосту богатейшего купца Григория Никитникова. Были обобраны "до нитки" и другие ярославские толстосумы. Вот этот весьма подходящий человек и был привлечен Гермогеном и князем Пожарским для сбора средств, организации и командования войском. Сам Пожарский был непригоден для командования по причине "сложения тщедушного и здоровья слабого". К тому же, случись неудача, и ответственность на князя не ложилась - Пожарский был человеком спокойным и рисковать не любил.

   Смерть на государевой службе В начале февраля 1616 г. Козьма Минич, сопровождая боярина Ромодановского, прибыл в Казань где по доносам "черемиса заворовала". Завершив расследование, Минин двинулся в обратный путь, но в дороге внезапно занедужил. Как пишет современник-хронограф: "А Кузьмы Минина едучи к Москве на дороге не стало". Память в Нижнем Новгороде Ряд улиц носит имя Минина в Нижнем Новгороде и нижегородской области. Также существуют площади в Нижнем и области имени Минина, на которых установлены памятники в честь земляка-героя.

   Интересные факты Предположительная дата кончины героя — 21 мая по новому стилю, с XIX века (после издания сочинения Карамзина) отмечалась всей Россией вплоть до 1916 г. как "День памяти Гражданина Минина". По всей вероятности, понятие "гражданства" (и тогда, и позже в монархической России не существовавшего) было навеяно историку Карамзину итогами Французской Революции, но, несмотря на явное проявление вольнодумства (или, как тогда подобные мысли именовали в России, "французские заблужения"), царем и цензорами в Сочинении запрещено не было, а потому "пошло в народ".

   Воззвание Минина — обращение земского старосты Козьмы Минина к жителям нижегородчины.  Обращение, оставшееся в истории нашей страны символом национального единения через самостоятельное стремление регионов к воссозданию центра российской государственности в г. Москва. На сегодняшний момент выступает главным смысловым ядром нижегородской идентичности и обоснованием ее дальнейшей необходимости.

    Многолетняя Смута, поразившая центральный управленческий аппарат Московского государства, разорила, в итоге, и тыловое Нижегородское княжество. Оно переполнилось остатками правительственных войск и беженцами, в частности, Арзамас-Эрзямас оккупировали служилые люди, бежавшие со Смоленщины. В этой обстановке нижегородскому земскому старосте, как сейчас сказали бы, сити-менеджеру татарину Кузьме Минину, случилось знамение. Ему явился преподобный Сергий Радонежский и велел собрать «казну» на военные нужды и «очищать» Московское государство. Минин понял, что сам Господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к жителям Нижнего Новгорода с предложением пожертвовать всем ради освобождения родной земли. Он произносил простые слова, но говорил так взволнованно, убеждённо, с таким воодушевлением, что речь его доходила до самого сердца людей. И все откликнулись на призыв «выборного от всей земли человека».   С каждым днём всё больше и больше ратников приходило в Нижний из разных городов. Недовольным предпринимателям рубили руки.

  Что говорил Минин Дошедшая до современности запись воззвания такова:     

  "О, братие и друзи, вси нижегородский народы! Что сотворим ныне, видяще Московское государство в велицем разорении?.. Призовём себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московскаго государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамастех местех"

    Минин предлагал множество схем получения денег, но царскими официальными историографами зафиксирована только формула "заложить жен и детей", считавшаяся по тем временам наиболее патриотичной и доходчивой.

   В «Истории России» Сергея Соловьева это описывается так:

«Захотим помочь Московскому государству, — сказал, он, призывая нижегородцев жертвовать деньги на ополчение, — так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, — дворы продавать, жен и детей закладывать».

   В дореволюционной России эта фраза приводилась в каждом школьном учебнике истории. Тогда она вызывала массу ненужных вопросов. Аркадий Аверченко, автор «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом» (1912), замечает по этому поводу:

   "Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества. «Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете, — всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»"

   Воззвание Минина в народном изложении переложении Народная песня «Оставляйте вы свои домы…».

   «Оставляйте вы свои домы, Покидайте ваших жён, детей, Вы продайте всё ваше злато-серебро, Накупите себе вострых копиев, Вострых копиев, булатных ножей, Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца, Удалого молодца, воеводушку, Пойдёмте-ко мы сражатися, за матушку, за родную землю, За родную землю, за славный город Москву, Уже заполонили-то Москву поляки злы. Разобьём их, много перевешаем, Самого-то Сузмунда в полон возьмем..."    
Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio
Просмотров: 3726 | Загрузок: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+