Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

Хоровод русской Матрёшки!
[ Скачать с сервера (2.42 Mb) ] 19.03.2012, 14:43
Ребята, героиней сегодняшнего мероприятия не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о том, как появилась она в России, когда именно и как это произошло, нет. Во 2-й половине XIX века в Москве жили-были богатые купцы Мамонтовы. Савва Иванович слыл меценатом, он любил театр и давал большие деньги на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе семьи, селе Абрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие народные умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный» кругозор, из разных стран выписывались самые разные игрушки. Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже. Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкин закрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрываюшуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем. Дуняша? Маняша? Кто-то из друзей Мамонтовых, увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена!» Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками. В 1900 году первая матрешка под названием «Матрешка с петухом» попала на Всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы из более чем 14 стран мира были очарованы русской многоместной куклой. «Матрешка с петухом» получила золотую медаль, а в Москву посыпались заказы на большие партии матрешек. Первых матрешек на продажу начали выпускать в Троице-Сергиевой лавре. Позднее матрешки распространились по всей стране, и выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы. Так, в городе Семенове появилась семеновская матрешка, которую украшали в лучших традициях хохломской росписи. Стали изготовлять матрешек в селах Полхов-Майдан и Крутец, на Вятской земле, в Башкирии и в Воронеже. Каждый мастер привносил в облик матрешки что-то свое, особенное, поэтому матрешки отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером. Сергиево-посадская матрешка: родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки. Полхов-майданская матрешка: родом из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом. Издавна в селе изготовляли деревянную посуду и игрушки, здесь их называли «тарарушками». Матрешек там  делают до сих пор почти в каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их картофельным клейстером, сушат и расписывают. Из всех матрешек она самая нарядная и праздничная! Голова чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает ей задорный, удалой вид. И краски на ней яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые... Платок -  ярко красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на фартук, расцвел на нем чудо-букет: на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Сергиево-посадская матрешка: настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Наряд ее неяркий, но чистенький и аккуратный. Единственное украшение - это нитка красных бус. В руках у нее может быть самовар, корзинка, чайник. Форма - добротная, устойчивая, крутобокая. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. Идея  деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает». Здесь  речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь. Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?
Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio
Просмотров: 1960 | Загрузок: 210 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+