Ребята, героиней сегодняшнего мероприятия не случайно стала
матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с
русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России.
Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
У каждого народа есть свои замечательные куклы. В России
такой куклой стала матрешка. И хотя постепенно из обычной детской игрушки
матрешка превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и
взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить
им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку
с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в
матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем
быстрее желание исполнится.
История появления матрешки в России туманна. Единого мнения о
том, как появилась она в России, когда именно и как это произошло, нет.
Во 2-й половине XIX века в Москве жили-были богатые купцы
Мамонтовы. Савва Иванович слыл меценатом, он любил театр и давал большие деньги
на театральные постановки. Его брат, Анатолий, открыл в родовой усадьбе семьи,
селе Абрамцеве, под Москвой, магазин-мастерскую «Детское воспитание» по
изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие народные
умельцы и прекрасные художники. Чтобы расширить их «игрушечный» кругозор, из
разных стран выписывались самые разные игрушки.
Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская
традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок
Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в
нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества
рангом пониже.
Кукольные
мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился
им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и
расписать ее. Токарь Василий Звездочкин закрепил высушенную заготовку из березы
на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрываюшуюся
фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8.
Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в
русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в
фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой,
малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках.
Кукла
получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем.
Дуняша? Маняша? Кто-то из друзей Мамонтовых, увидев новую игрушку, воскликнул:
«Хороша! Типичная Матрена!» Матреша! Так и стали новые игрушки матрешками.
В 1900 году первая матрешка под названием «Матрешка с
петухом» попала на Всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы из более чем 14
стран мира были очарованы русской многоместной куклой. «Матрешка с петухом»
получила золотую медаль, а в Москву посыпались заказы на большие партии
матрешек.
Первых матрешек на продажу начали выпускать в
Троице-Сергиевой лавре. Позднее матрешки распространились по всей стране, и
выпускать их стали везде, где существовали деревянные промыслы. Так, в городе
Семенове появилась семеновская матрешка, которую украшали в лучших традициях
хохломской росписи. Стали изготовлять матрешек в селах Полхов-Майдан и Крутец,
на Вятской земле, в Башкирии и в Воронеже.
Каждый
мастер привносил в облик матрешки что-то свое, особенное, поэтому матрешки
отличаются друг от друга формой, узором, цветом и характером.
Сергиево-посадская
матрешка: родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень
интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в
России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки.
Полхов-майданская
матрешка: родом из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом. Издавна в селе
изготовляли деревянную посуду и игрушки, здесь их называли «тарарушками».
Матрешек там делают до сих пор почти в
каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их
картофельным клейстером, сушат и расписывают. Из всех матрешек она самая
нарядная и праздничная! Голова чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб.
Такая форма придает ей задорный, удалой вид. И краски на ней яркие, анилиновые:
синие, алые, зеленые... Платок - ярко
красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на фартук, расцвел на нем чудо-букет: на
зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты.
Сергиево-посадская
матрешка: настоящая русская красавица, на ней простой русский наряд: сарафан,
кофта, передник и платок. Наряд ее неяркий, но чистенький и аккуратный.
Единственное украшение - это нитка красных бус. В руках у нее может быть
самовар, корзинка, чайник. Форма - добротная, устойчивая, крутобокая.
Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси,
различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки,
вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов,
скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели
какой-то смысл.
Идея деревянной
игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую,
была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например,
знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет
о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить
такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта
далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом
зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит
только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает». Здесь речь идёт о символическом значении – где
спрятана истина?
Мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские
сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы
найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все
«шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл
такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об
исторической памяти нашего народа? |