Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

Индейцы Северной Америки
26.06.2012, 10:26


Индейцами принято называть всех коренных жителей обеих Америк, кроме эскимосов и алеутов. Сегодня мы с вами познакомимся с индейцами Северной Америки, точнее США, Канады. Предки индейцев пришли в Америку из Сибири 20-3 тыс.лет назад через перешеек, который тогда соединял Азию и Америку в том месте, где сейчас Берингов пролив. В 1492 г. корабли Христофора Колумба достигли американских берегов, он был уверен, что открыл новый континент. Но то, что Америка – другой континент, не являющийся частью Азии, выяснилось позже, а тогда Колумб был уверен, что попал в Индию, поэтому коренных американцев стали называть индейцами. 

Всего индейских культурно-географических регионов в Северной Америке 9: Северные леса(охота, рыболовство), Северо-Запад (рыболовство, китобойство), Плато (горные племена . охота, ловля лосося), Большой Бассейн (собирательство диких плодов, охота на кроликов, наиболее примитивная культура в Северной Америке), Калифорния (мягкий климат, собирательство, ловля рыбы), Юго-Запад (земледелие, возделывание кукурузы), Великие равнины (кочевая культура, самая молодая, земледелие, коневодство), Восточные леса, Юго-Восток (сочетали земледелие, собирательство охоту, рыболовство, большинство исчезли из-за нашествия пришельцев из-за океана).

До прихода европейцев на континент вожди были не у всех племен, а только у наиболее организованных (например, у ирокезов или у индейцев Юго-Востока).  Были старейшины семей. Колонистам были нужны вожди, для подписания соглашений, где вождь представлял мнение всего племени.

Со временем роль вождей возросла – с началом эпохи индейских войн понадобились люди, способные взять на себя ответственность за судьбу племени и дать отпор белым завоевателям. Свободолюбивые индейцы признавали только тех вождей, которым сами хотели подчиняться. Поэтому вождь должен был обладать определенными качествами: щедростью, храбростью, добротой, умом. 

Дома индейцев столь же разнообразны, как и сам уклад жизни, зависящий от природных условий.

Жители Северно-Западного побережья – тлинкиты, хайда, цимшиан, квакиутль – строили большие дома из досок.

Кочевники Великих равнин, охотники северных лесов атапаски жили в легко разбирающихся палатках (типи) из бизоновых шкур, а позднее из парусины.

Обитатели Восточных лесов строили дома из коры (вигвам у алгонкинов или «длинный дом» у ирокезов). В полуземлянках – домах, нижняя часть которых находилась под землей, - жили некоторые племена Плато и Калифорнии. Круглые бревенчатые дома, покрытые землей, строили навахо, манданы, хидатса, арикара и пауни. Уичита и кэддо возводили большие куполообразные хижины, крытые травой.

      Но самое удивительные жилища сооружали земледельческие племена пуэбло – многоэтажные дома-терассы из камня и сырцового кирпича. Крыша нижнего этажа являлась площадкой для следующего, а сбоку примыкало другое жилище. Этажи соединялись деревянными лестницами, которые легко убирались в случае нападения врага, и тогда дом становился неприступной крепостью. 

            Головной убор. Знаменитый головной убор прерийных индейцев из орлиных перьев называется солнечный, так как перья символизируют расходящиеся лучи солнца. Являлся знаком воинской доблести, а также служил магической защитой: считалось, что перья орла обладают волшебной силой. Другой головной убор – меховая шапка с рогами бизона. Вожди ирокезов носили головной убор из ястребиных перьев и оленьих рогов, апачи и навахо – тюрбан из ткани, воины юга Великих равнин – шапку из выдры.

            Дымовые сигналы. При помощи дымовых сигналов индейцы могли передавать несложные, но важные сообщения, например призыв о помощи, приглашение на совет. Значение имели количество клубов дыма, количество дымящихся костров и цвет дыма – для этого использовалось разные породы дерева, трава, хвоя, рыба, зеркало, одеяло.

            Зимние летописи. Календари, или хронологические записи, племен Великих равнин. Индейцы вели счет годам по зимам. Для каждого года летописец делал рисунок, изображающий, на его взгляд, самое важное событие. Позднее к рисункам добавились записи. Для летописи использовали шкуру бизона, позже – бумагу или ткань.

            Калюмет. Так французы назвали Священную Трубку, или Трубку Мира – главный ритуальный атрибут многих индейских племен. Совместное раскуривание трубки становилось знаком дружбы, а дым от горящего табака – лучшим посланием Высшим силам. Вручение табака вражескому племени означало предложение о заключении мира. 

            Каноэ. Индейские лодки: березовая кора , кора вяза, кожа, кора сосны с или ели каркасом из кедра, туя.

            Леггины. Кожаные (позже суконные) штанины. Их одевали отдельно на каждую ногу. Мужские леггины зарывали всю ногу и крепились к поясу; женские были короче и подвязывались у колена.

            Мокасины. Обувь североамериканских индейцев. У разных племен разные.

            Музыка. Песни весьма различны. Пение сопровождали звуки барабана, бубна, погремушки или трещотки. Способом общения с Высшими Силами, выражением эмоций, часть обрядов и церемоний, магическое и целебное средство.

            Часть музыкальной культуры индейцев – танец: церемониальный, военный, увеселительные, спортивные, любовные, охотничьи.  Песни и танцы сопровождали индейцев во все момент их жизни.

            Оружие. Главным оружием индейцев был лук: дерево, рог оленя, бизона или горного барана, китовый ус. Наконечники стрел – камень, кость, твердое дерево (охота  на птиц), листовое железо. Копье, духовая труба  исчезло после появления ружья. Стали использовать в ритуальных целях.

            Небольшие топоры европейского производства – томагавки. Дубинки, палицы и кистени из дерева, рога, камня, железных наконечников стрел, ножей промышленного производства. Щиты – средство индивидуальной защиты: толстая бизоновая шкура, деревянные.

            Все виды оружия обменивались у европейцев на шкуры и меха.

Резервация. Индейцы были вынуждены переместиться в резервации. Управлял  резервацией правительственный агент: выдавал продовольственный паек, следил за порядком; христианские миссионеры заботились о спасении индейских душ.

            Индейцы выжили. Если в начале 20 в. коренных американцев в США и Канаде было чуть более 300 тыс., то к концу века – 3 млн. заметно возросла и политическая активность. Индейские земли не облагаются налогами и имеют ряд других привилегий. Приобрели даже новые земли для резервации.

Современная резервация – это самостоятельная административная единица, которая имеет собственные органы управления, суд, полицию и законы. Во многих резервациях есть колледжи, музеи, культурные центры, радиостанции, газеты.

            Скальп. Снятие скальпа – являлось ритуальным военным обычаем некоторых племен. По индейским поверьям, именно в волосах заключается сила, и лишение волос символизировало победу над ним и переход его силы к новому обладателю скальпа. Недаром степные племена украшали свою военную одежду бахромой из волос врагов. Скальпирование не было широко распространено до прихода европейцев. Скальпы снимали не только индейцы, но и белые, причем последние не гнушались скальпировать даже женщин и детей…

            Язык жестов. Никто не знает, когда появился индейский язык жестов. Его использование впервые было зафиксировано в 16 в. На территории современного Техаса. Язык жестов понимали все племена равнин и гор от Канады до Мексики.

            Языки. На территории Северной Америки живут сотни индейских племен, говорящие на разных языках. Около 60 языковых семей. Самыми живучими оказались языки навахо, кри, сиу, апачей, монтанье.

Сейчас на индейских языках издают газеты и книги, преподают. Изданы словари и самоучители, есть языковые сайты в Интернете. До сих пор их квалификация дополняется.

Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio
Просмотров: 8565 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+