Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

Электронная презентация
[ Скачать с сервера (10.65 Mb) ] 27.03.2013, 16:39
скачать сценарий и эл.презентацию

Карнавалы

 

 

Февраль…..Время карнавала и веселья

 

Апокриес, или карнавал- это праздник веселья и маскарада, у которого нет возраста. Что еще следует ожидать от фестиваля, который пришел к нам из древнего греческого культа Диониса - бога вина и веселья. Это не случайно, что Дионис - бог вина. Вино ослабляет запреты и приносит мягкое, бодрое настроение, которое в христианском мире, достигает своего пика за несколько дней до начала Великого поста.

 

 Во время 40-дневного поста Греки не едят мясо и животные продукты. Поэтому свое название «апокриес» получил от « апо креас», что дословно означает «без мяса». То же самое можно сказать и о «Карнавале», который взял свое название от латинского «карне» (мясо) и «вале»( прощай) (или «карн»-мясо и «леваре»- убирать).

 

 Корни карнавала уходят к древним обрядам, призванным обеспечить плодородие Земли. Это были магические обряды, со всевозможными видами народного лицедейства, танцев и масок, чтобы умилостивить злые духи.

 

 По истечении времени, многие древние обряды и традиции были утрачены, однако некоторые из них были трансформированы и приняты христианством с несколько измененным значением. В Древней Греции чествование Диониса происходило в начале весны, т.к. Дионис символизировал возрождение жизни после зимы. В наши дни, карнавал проходит примерно в тот же период, но точная его дата зависит передвижной даты празднования Пасхи.

 Во время карнавала люди наряжаются во всевозможные маскарадные костюмы и наслаждаются перевоплощением.

 

 Традиционно народные карнавалы проводят в разных районах Греции, где сохранились или были восстановлены древние традиции наряжаться. Самые популярные и известные карнавальные города- это Патра, Ксанфи, Серрес, Науса, Гревена, Фивы, остров Хиос. В этих районах сумели сохранить местные обычаи и обряды, здесь все содрогается от карнавальных шествий и гуляний.

 

 Современный карнавал сильно отличается от того, что происходил в древности. Сейчас люди выходят на улицу с хлопушками, свистками, серпантином и в масках. Стар и млад одеты в разные костюмы, будь то герой мультфильма или Папа Римский. А в старые времена, когда люди не путешествовали так много и жили спокойно в своих

 

Карнавальные традиции

 

1. В течение второй недели Апокриес, известной как «Креатини» (неделя мяса), мясные продукты можно есть каждый день, даже в традиционные постные дни -среду и пятницу.

 

 2. Четверг второй недели карнавала называется «Тсихнопемпти».Именно с этого дня фестиваль можно считать открытым.Традиционно, каждый в этот день готовит мясо, и воздух наполнен ароматом жареного мяса и оповещает о начале празднований.

 

 3. В день Тсихнопемти появляются первые наряженные и начинаются первые карнавальные вечеринки и гуляния. Бары и клубы переполнены, особенно в городах. В эти дни практически во всех магазинах вы можете приобрести всевозможные костюмы или взять напрокат.На улица вы встретите невероятное количество уродливых женщин. Неужели это Гречанки в одно мгновение стали настолько неприглядными??? Нет, просто это греческие мужчины переоделись в женские костюмы….

 

 4. Третья карнавальная неделя называется «Тирини» (сырная неделя).Разрешается есть молочные продукты и рыбу, все, кроме мяса.

 

5. Апокриес заканчивается в «Кафари девтера»( чистый понедельник), в первый день Великого поста, длящегося 40 дней до Пасхального Воскресенья. В этот день совершается «Кулума», так греки называют запуск в небо бумажных змеев.Для этого они отправляются загород, в небольшие деревеньки, где в каждой таверне могут найти постную еду. Многие греки сами изготавливают своих бумажных звеев и это требует определенных навыков, т.к. между собой они проводят соревнования чей змей окажется выше других.Считается что его хозяину будет сопутствовать удача весь следующий год.

 

 

 

Рождество и Новый Год в Греции

 

В православной Греции отсутствует понятие «новогодний отдых» или «новогодние каникулы», потому что преобладает другое - «Рождественские каникулы», «Рождественский отдых». И это не случайно, потому что, в отличие от единоверной России, в Греции сначала отмечается Рождество Христово (25 декабря), а потом - Новый год и Крещение (7 января).

 

Все дело в том, что Греция с начала ХХ века следует новому стилю летоисчисления - так называемому григорианскому календарю, введенному буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года, в то время, как Россия осталась последовательницей старого стиля, то есть летоисчисления, введенного еще при Юлии Цезаре (46 г. до н.э.), когда Христос еще не родился. От юлианского календаря перешли к григорианскому по религиозным причинам - с целью одновременного празднования праздника Пасхи всеми христианами, которая должна была праздноваться только в воскресенье. В общей сложности, юлианский календарь на 13 дней позже григорианского, поэтому в Греции сначала отмечается Рождество Христово и потом уже Новый год.

 

Как бы то ни было, уже с ноября месяца витрины магазинов приобретают праздничный вид, города и села встречают долгожданное Рождество и Новый год обилием гирлянд и богатой иллюминацией улиц, уже не говоря о домохозяйках, которые небольшими «рождественскими» штрихами меняют до неузнаваемости свои дома. Надо отметить, что в Греции, наряду с внутренним новогодним убранством, широко распространено внешнее световое оформление, когда каждый балкон, каждый двор выглядит ярким, красочным, не похожим на другие. Все это разнообразие света и красок вносит свою лепту в праздничную атмосферу радости встречи Христа, а затем уже и Нового года.

 

У греческого народа по традиции под Рождество принято наряжать кораблик и не только потому, что жизнь страны непосредственно связана с морем, а ещё и потому,  что у христиан, «ловцов человеков», корабль - это символ счастья, безмятежной и блаженной жизни! Поэтому в городах и селах, на центральных и муниципальных площадях можно увидеть не только нарядную елочку, но и кораблик, несущийся на всех парусах.

 

В последнее время очень популярными стали искусственные ёлочки и, особенно, со светооптическим волокном.

 

Как известно, обычай рождественской ёлочки пришёл из VIII  века, с лёгкой руки Святого Бонифация. Некоторые источники сообщают об одном необычном событии, якобы имевшем место на севере Гессена, близ Гайсмара: неподалёку от пограничного укрепления франков стояло священное для германцев-язычников дерево - Дуб Донара (Дуб Тора). Святой Бонифаций, пытавшийся обратить группу друидов в христианство, никак не мог уверить их в том, что дуб не является ни священным деревом, ни непобедимым. В отчаянии он срубил его. При падении дуб раздавил всё на своём пути, кроме одного вечнозелёного деревца - ели. Бонифаций провозгласил это чудом, а затем объявил, что ель принадлежит младенцу Христу, поскольку вечнозелёное дерево символизирует вечную жизнь: его зелень никогда не покидает ветви, поэтому считается, что вечнозелёные растения имеют власть над смертью и разрушением.

 

Так, с течением времени новый обычай прижился и стал потихоньку распространяться по всему христианскому миру. Правда, ещё в начале XVI века ель просто устанавливали в  храмах на дни Рождества. Попозже дерево начали наряжать и придумывать разнообразные украшения, а также зажигать на нём свечи: идея горящих на ёлке свечей принадлежит Мартину Лютеру Кингу - родоначальнику протестантизма (именно он первым зажёг свечи на Рождественском дереве своего дома). В Грецию же обычай Рождественской ёлки пришёл в 1833 году, когда во дворце греческого короля Оттона в Навплионе, бывшем в то время столицей Греции, была наряжена первая в стране Рождественская ель.

 

Первый человек, занявшийся торговлей рождественских деревьев, был американец Марк Кар,  продавший в 1851 году в Нью-Йорке ели, срубленные им в Пенсильвании. Возможно, одно из таких деревьев и купил в своё время Эдвард Джонсон, нарядив впервые в истории свою ёлочку  электрическими лампочками. Вскоре к украшению ёлочки добавилось и украшение ясель («фатни»), в которых родился Христос.  Здесь надо отметить, что установление ясель, символизирующих хлев в Вифлееме, является одним из важных атрибутов, украшающих праздничные площади Греции, которые все эти дни становятся средоточием скопления жителей городов. И это не спроста: крупные площади больших городов превращаются в настоящую зимнюю сказку, начиная от «возведенных» сказочных городов, каруселей, аттракционов и заканчивая катком на открытом воздухе. Здесь можно хорошо провести время всей семьей: малышам покататься на пони или даже верблюжонке, помимо полученного наслаждения ярким зрелищным праздничным декором; те, кто чуть постарше, могут покататься на коньках, поесть поп-корн и сладкой ваты или жареных каштанов, а молодежь может посидеть после гуляния и активного шопинга в одной из многочисленных прилегающих  кафетерий, причем даже на улице, благодаря многочисленным «газовым грибам» - уличным инфракрасным обогревателям.

 

Накануне Рождества, ранним утром, дети (обычно до 15 лет) начинают петь каланда (то есть колядовать), обходя всех родных, соседей и знакомых. Для них это большая радость, поэтому они уже заранее  подготавливают свои «тригона» (музыкальные треугольники) и договариваются о компании, с кем пойдут вместе колядовать. Чистый звон  детского инструмента оповещает всю округу о приходе великого христианского праздника - о Рождестве Христа, а звон металлической палочки разгоняет злые силы. Приход колядующих, как считается, очень благотворно влияет на дом и его владельцев, которые стараются одарить малышей: кто сладким, кто фруктами, а кто мелочью.

 

На Рождество обычно поют «Тригона Каланда» (Chingo Bells) и «Καλήν εσπέραν» («Вечер добрый, волхвы») - песню, которая, по сути, рассказывает всю историю рождения Христа.

 

Вечером все собираются в церкви на праздничную Божественную литургию. По возвращении домой можно рассмотреть подарки, потому что греки, в основном, дарят подарки именно на Рождество, и испробовать запеченной по традиции фаршированной индейки (или другой птицы), отметив Рождество Христа. И так всё 25 декабря будет заполнено музыкой, песнями, танцами: греки жарят и парят на мангалах где угодно - на крыше домов, во дворах, на балконах, прямо на улицах... И веселятся также!

 

В канун Рождества (Сочельник) начинается Двенадцатидневье (Святки). Иначе говоря, двенадцать дней от Рождества до Нового года являются неосвященными, представляя собой самое подходящее время, когда, согласно народному поверью, появляются так называемые каликандзари - демонические существа, всячески досаждающие людям, неугомонные проказники, насмешники и шутники. Как правило, они проникают в дом через дымоход, и любая неприятность, произошедшая в течение двенадцати дней, списывается именно на них. Но и от каликандзари можно уберечься, если вовремя запастись «деревом Христа». Когда-то, в деревнях и селах Греции накануне праздников - от Рождества до Крещения - хозяева домов выходили в лес на поиски самого крепкого елового дерева (или же вместо ели использовали оливковое дерево), которое, срубив, приносили домой. Это дерево называли «Христоксило», то есть деревом Христа. Поленья из срубленного дерева жгли в камине весь праздничный период, то есть 12 дней.  Сегодня эта традиция сохраняется только в некоторых селах Северной Греции.

 

Надо заметить, что, появившись перед Рождеством, каликандзари исчезают в день Богоявления (Теофания) или Эпифания (явление на поверхность), называемый еще и Фота - одновременно с освящением вод. 

 

Очень интересной традицией, сохранившейся ещё со времён Древней Греции и вновь возродившейся в последнее время во многих местах Греции являются сценки, разыгрываемые прямо на улице города, Момогерами - от древнегреческого «момос» и «герос», то есть, что в переводе означает «старый насмешник».

 

По сути, это театральное представление, восходящее своими корнями к греческому традиционному театральному искусству древней эпохи, имевшее изначально обрядовое и культовое значение. На Понте, в период Византийской империи, в эти представления были добавлены элементы христианских традиций и народные обычаи средневековой Византии.

 

Во время Османского ига разыгрываемое представление приобрело сатирический характер, высмеивая распущенность и деспотичность турецких властителей. 

 

Представления Момогеров на Понте проходили во временном промежутке от Рождества до Крещения, то есть в «неосвящённые дни». В связи с этим, несмотря на то, что эта традиция возникла ещё в дохристианскую эпоху, она получила благоволение православной церкви и поэтому сохранилась до наших дней. В прошлом Момогери обходили дом за домом, собирая деньги в пользу своих школ, церквей и неимущих семей.

 

И сегодня в новогодние праздники по улицам городов и сел идёт Момос - бог смеха и сатиры в древней Греции - со своими неизменными двенадцатью спутниками, которые так и ищут удобного случая, чтобы кого-нибудь высмеять или поднять на смех. По традиции, в действие, помимо всех героев, обязательно задействованы невеста, которую крадёт один из мужчин села; дьявол - зачинщик всех суматох и неурядиц; врач, определяющий состояние здоровья невесты и, конечно же, дело не обходится без судьи, в обязанности которого входит наложение штрафа на похитителя невесты. И похититель обязан его выплатить!

 

Каждый герой спектакля, согласно народной традиции, имеет  конкретный символ: так, например, врач символизирует собой здоровье, судья - защиту, пожилая женщина - прошлое, а вот невеста - это всегда будущее!

 

Праздничный ужин в Рождественскую или Новогоднюю ночь, то есть ревейон, не все греки проводят дома. Многие из них идут в таверны, рестораны, в музыкально-развлекательные центры («Бузуки»), или же выезжают в другое место, в пределах страны. Для этого существует всегда очень много спецпредложений. Практичные греки  загодя продумывают свой отдых, бронируя заранее места, чтобы не оказаться в последнюю минуту у разбитого корыта. Праздничный ревейон в заснеженных районах страны или на горнолыжных курортах - альтернативный вариант Рождественского отдыха.

 

Если Рождество Христово связано для всех христиан с рождением Христа, то Новый год у греков, в свою очередь, ассоциируется с их любимым святым - Святым Василием (Айосом Василиосом), греческим Дедом Морозом, которого все детишки любят за его подарки, приносимые им в новогоднюю ночь. Именно ему они пишут свои пожелания в письмах или в записочках, которые оставляют под Рождественской домашней елочкой.

 

Дело в том, что 1 января (Протохронья) в Греции является праздничной датой не только потому, что это первый день Нового года, но и потому, что это и День  памяти Святого Василия, которого греки почитают за ум, доброту и щедрость по отношению к беднякам. Не случайно, самое главное место на новогоднем столе занимает «василопита» - пирог святого Василия, в котором запечена монетка («флури») на счастье, пусть и не золотая: кому выпадет кусочек с монеткой, того ждет успешный и удачный год. Святой Василий в своё время придумал эту традицию, раздав под Новый год бедному люду всё своё имущество, запекая в испечённые новогодние пироги по золотой вещичке - дар на счастье каждой семьи. Поэтому греческий народ в знак благодарности первый кусочек пирога режет на имя Святого, второй кусочек предназначается дому, следующий - самому старшему члену семьи - и так по порядку, до самого младшего. Незамужние девушки даже кладут свой кусочек пирога под подушку, чтоб увидеть во сне суженого.

 

Под Новый год дети колядуют с именем Святого Василия на устах: песня «Начало месяца и начало года» рассказывает о том, как Святой Василий пришел из Кесарии в Грецию.

 

Будучи епископом Кесарийским, Святой Василий построил приюты для сирот и нищих, дома для престарелых, больницы, пансионы, а также создал пункты бесплатной раздачи пищи и одежды. За свои 49 лет жизни Святой Василий успел сделать очень многое для блага своего народа, за что ещё при жизни его назвали Великим.

 

1 января 379 года Святой Василий скончался, оставив о себе память как о человеке, который приносил людям не только пищу насущную, но и духовную: в руках у святителя, кроме сладкого кусочка сахара, была икона, бумага и карандаш. Народ безмерно любил своего покровителя, поэтому, сразу после его смерти, 1ое января стал праздноваться как день Святого Василия!

 

 

Крещение в Греции

 

Крещение символизирует «очищение» земли от злых духов и возрождение, которое приносит с собой Новый год.

 

Если Рождество характеризуется чувством ожидания пришествия Христа и надеждой на новогодние подарки, то Крещение пробуждает чувство радости Богоявления…

 

По словам профессора этнографии университета города Афин Минаса Алексиадиса,  «праздник Крещения является частью тринадцатидневных праздников - от Рождества до Крещения, во время которых языческие традиции перекрещиваются с христианскими традициями.

 

Богоявление - это один из крупнейших праздников православной церкви, который отмечается в память о крещении Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем и освящении воды. Первое упоминание об этом дне дано Климентом Александрийским в начале третьего века».

 

 

Минас Алексиадис подчеркивает, что греки называют Феофания (Богоявление) - «Фота» (Крещением, то есть Просвещением/Божественным освящением мира), «Олофота» («Полным светом»), «Ксефота» («Пробившимся светом»), а также «Фотогенна» («Рождением света»), потому что именно в эти дни, с изгнанием демонических существ, просвещаются люди и освящаются воды.

 

В церквях поют тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…», в то время как духовенство и паства направляются к ближайшему берегу моря (или реки, озера, источника, водоема), чтобы бросить туда Крест для освящения воды.

 

Сразу же после этого пловцы прыгают в воду, соревнуясь, кто первым из них достанет из воды Крест. Раньше победитель обходил с Крестом дома, собирая деньги для себя или в благотворительных целях. В некоторых уголках Греции по сей день сохранился обычай обхода домов.

 

Ритуальная церемония водосвятия совершается с религиозным благочестием и греческими общинами зарубежья - во всяком случае, теми, которые располагаются на побережье моря, реки или озера (как например, в Тарпон Спрингсе штата Флорида или в Лондоне).

 

Как пишет академик Георгиос Мегас в своем классическом труде «Греческие праздники и народные культовые традиции», жители некоторых районов западной Македонии считали Крещение самым значимым праздником года, поэтому именно в этот день они одевались в обновы для того, чтобы «освятить» новую вещь.

 

Другие верили, что в день Богоявления освящались не только воды, но и ветра: тот ветер, который дул в этот день  и не утихал, дул в течение всего года.

 

В Синопе крестили весь дом, то есть ставили 4 свечи по углам комнаты, чтобы изгнать лукавого.

 

В других уголках греческого мира в этот день проходили шествия переодетых в страшные маски, с колокольчиками на поясах, которые с шумом проходили по улицам городов или сел. Знаменитый греческий этнограф Николаос Политис - основатель греческой этнографии - одно время связывал эти переодевания с прославлением каликандзари (гоблинов) из чувства страха перед этими существами, но потом он отказался от этой версии.

 

Греческий народ видит в Крещении большой праздник, соотнося его с Пасхой: не случайно в народе говорят «Кафе Фота ке Ламбри!», то есть «Каждое Крещение - Пасха».

 

Период празднования Богоявления состоит из трех дней: освящение вод,  Феофания и день Святого Иоанна.

 

В день освящения, 5 января, в церкви поют Последование Часов, затем во второй день следует Богоявление и в третий - день Святого Иоанна, называемый также «Собором Предтечи», который является наиболее важным праздником среди всех дней празднования Святого Иоанна».

 

 

 

Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio
Просмотров: 1269 | Загрузок: 57 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+