Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации |
[ Скачать с сервера (5.34 Mb) ] | 08.11.2011, 09:03 |
Праздник учрежден в память об исторических событиях 1612 года - когда было создано народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которое освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. На русском престоле воцарился первый из династии Романовых - государь Михаил Федорович. Кузьма Минин (полное имя — Кузьма Минич Захарьев Сухорукий) — деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей Земского ополчения 1611—1612 Подробности о его деятельности становятся известными только с 1611, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена или от Троицкой лавры (в точности неизвестно). После прочтения ее убеждал народ «стать за веру» протопоп Савва, но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Дмитрий Михайлович Пожарский (1 ноября 1578 — 20 апреля 1642) — князь, деятель Смутного времени. Пожарский происходил из стародубских князей суздальской земли, потомков Всеволода Юрьевича, и принадлежал к так называемым «захудалым» княжеским родам, то есть не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена Наталья Майданик "Единство навсегда" ЕДИНСТВО НАВСЕГДА Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда! Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой Под звон грядущих перемен. Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда! Зимой 1611 г. Прокопий Ляпунов в рязанской земле организовал народное ополчение, к нему присоединились жители Нижнего Новгорода, Мурома, Ярославля, Вологды, Костромы и казаки И. Заруцкого. Весной ополчение подошло к Москве, москвичи поднялись на восстание. Но силы были неравны. Польский король Сигизмунд взял в заложники часть посольства, в том числе и митрополита Филарета, отца будущего основателя династии Романовых. Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостою Кузьмою Мининым. Минин не был простым мужиком нижегородским. Он торговал и был одним из видных людей в городе. Нижегородцы избрали его в число земских старост, стало быть, ему верили. Кузьма Минин следил за положением дел и обсуждал дела в городских сходках, которые вошли в обычай в городах, благодаря обстоятельствам смутного времени, напоминали собой древние веча. На одном из таких собраний (в октябре или сентябре 1611 г.), под влиянием грамот и вестей от патриарха Гермогена, Кузьма Минин поднял посадских тяглых людей на то, чтобы собрать деньги для ополчения и сформировать самое ополчение. Составили приговор о мирском сборе и предъявили его нижегородскому воеводе, князю Звенигородскому, и соборному протопопу Савве, которые созвали в городской собор нижегородцев и, воспользовавшись пришедшей тогда в Нижний патриотической грамотой, подняли вопрос об ополчении. С каждым днем росло влияние Минина, нижегородцы увлекались его предложениями и, наконец, всем городом решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. Раньше всего занялись денежным вопросом. Стали собирать добровольные приношения, потому что иных средств не было. Давали нижегородцы много: "третью деньгу", т. е. третью часть имущества; так давать порешил мир, и кто давал меньше, утаивая размеры имущества, с того брали силой. Были люди, жертвовавшие почти все, что имели. На первые нужды денег оказалось довольно. Второй заботой было сыскать воеводу. По предложению Кузьмы Минина, избрали Дмитрия Пожарского; князь Дмитрий Михайлович Пожарский жил в то время верстах в 100 от Нижнего Новгорода, в своей вотчине, и лечился от ран, полученных полгода тому назад под Москвой. К нему-то и обратились нижегородцы, минуя своих воевод, князя Звенигородского и Алябьева. Когда депутация от Нижнего пришла к князю и изложила ему желание народа избрать его на такой высокий подвиг, Пожарский сперва долго отказывался, затем, наконец, изъявил свое согласие, но под условием избрания кого-нибудь из посадских людей, который ведал бы в ополчении хозяйственной частью и с ним, Пожарским, "у того великого дела был и казну собирал". При этом он указал на Минина, как на лучшего себе помощника в этом деле. Когда ополчение было несколько устроено, оно выступило из Нижнего Новгорода в марте 1612 г. и двинулось по дороге в Ярославль. Сюда оно пришло в начале апреля и пробыло здесь до августа, т. е. в течение трех месяцев. Это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и представителей от служилых людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране. Около 20 августа 1612 г. ополчение из Ярославля двинулось под Москву, и здесь между ополченцами и казаками установились сперва враждебные, потом холодные отношения, как этого и надо было ожидать; ополчение стало особым станом и этим навлекло на себя неприязнь казаков. Польский гарнизон в Кремле и Китай-городе, окруженный со всех сторон и лишенный всякой серьезной помощи, мужественно защищался и дошел до крайней нужды. Но, несмотря на его мужество, Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. был взят, а затем сдался русским и Кремль. Так же известно, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю и 4 ноября по новому) был объявлен государственным праздником. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась. Ежегодно 4 ноября православный народ отмечает празднование КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Казанская Божия Матерь считается покровительницей России. С молитвой к Казанской Божией Матери обращались и правители, и военачальники, и простой люд. Так, в 1709 году, накануне Полтавской битвы, Пётр I молился перед Казанской иконой, находившейся в русском войске. А в 1812 году перед отъездом в армию великий полководец М.И.Кутузов на коленях просил Пресвятую Заступницу о спасении России. Известно много историй о явлении образа Божией Матери и во время Великой Отечественной войны. Пресвятая Дева Мария - покровительница, заступница, к которой часто обращаются в молитве верующие люди за помощью. Перед святой иконой Столько молилось людей! Клали земные поклоны, Что-то шептали ей. Просили ее с надеждой: Спаси, сохрани, научи. И лик ее кроткий и нежный Любви озаряли лучи. И тех, кто пред ней стояли И руки тянули с мольбой, Она утешала в печалях, Смягчала страданья и боль. ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ: "Майский вальс" У Казанской Божией Матери Тихо теплятся огни. Жены, дочери и матери К ней приходят в эти дни. И цветы к ее подножию Ставят с жаркою мольбой: "Матерь - Дева, силой Божией Охрани ушедших в бой". Танец "Солдаты России" Над врагом победу правую Дай защитникам Руси, Дай сразится им со славою И от смерти их спаси". Хор "Когда поют солдаты" Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. ПЕСНЯ: "Мы желаем счастья вам" | |
Просмотров: 2986 | Загрузок: 372 | |