Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации |
[ Скачать с сервера (11.82 Mb) ] | 13.02.2012, 15:54 |
За что люди
любят цирк? Прежде всего за то, что цирк – это праздник. Здесь играет музыка,
сверкают огни, здесь артисты делают то, что редко или вообще никогда ты не
встретишь в обычной жизни.
Истоки
появления циркового искусства в России можно проследить более чем за
тысячелетний период истории. В народной среде, на ярмарках и гуляньях
постепенно развивались отдельные жанры. На
знаменитой Нижегородской ярмарке было так много различных балаганов,
зверинцев, театров, что для них отводилась специальная территория под
экзотическим названием "Бразильский сад”. Всевозможные площадные зрелища в те
годы можно было увидеть и в Ярославской губернии. Понятие "Цирковое искусство” объединяет нижеследующие жанры цирка: 1. Акробатика, 2. Клоунада, 3. Гимнастика, 4. Жонглирование, 5. Дрессировка, 6. Эквилибристика, 7. Атлетика, 8. Фокусы. В подготовке и демонстрации цирковых произведений участвуют артисты отмеченных выше жанров, а также режиссеры, художники, балетмейстеры, хореографы, композиторы, музыканты, литераторы. В необходимых случаях привлекаются специалисты других профессий. 1. Акробатика, Термин "акробатика" родился в Древней Греции. "Akrobates" в переводе с греческого означает "тот, кто ходит на носках" ("akros" - тот, кто па конце, "bitis" - ходить). За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, по и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц. 2. Клоунада, Слово "клоун" произошло от латинского "colonus"-человек из простонародья. Клоунада - цирковой жанр, основанный на выступлении артистов в комическом образе-маске с номерами, построенными на приёмах буффонады, эксцентрики, гротеска, пародии. Название клоунской сценки (утвердилось в практике отечественного цирка взамен ранее принятого - антре). В русском цирке истоки искусства клоунады в празднично-обрядовых нар. гуляньях. Участники игрищ рядились в козьи и медвежьи шкуры, нацепляли мочальные бороды и усы из соломы, вымазывали сажей лицо, часто пользовались масками (по-тогдашнему - личинами или харями), комически изображали леших, чертей. Зачатки кл. присутствовали также в комических диалогах, исполняемых в хороводах и на свадьбах. Искусство русской клоунады связано и с кукольным театром, в частности, с Петрушкой, с лубочными картинками, с ёрническими прибаутками, сатирическими сказками. 3. Гимнастика, ГИМНАСТИКА (греч. gymnastike, от gуmnazo - тренирую, упражняю, а также gymnas - обнажённый; в Древней Греции гимнасты занимались обнажёнными), жанр циркового искусства, включает демонстрацию упражнений на специальных снарядах и аппаратах. Элементы гимнастики входили в систему физического воспитания ещё в глубокой древности в Китае, в Египте, в Персии. Особенное развитие гим. получила в Др. Греции, где занятия велись с раннего возраста в спец. заведениях - гимнасиях под наблюдением опытного педагога-гимнаста. 4. Жонглирование, Жонглирование (от франц. jongleur -странствующий комедиант, танцор, поэт, акробат, канатный плясун в ср. века Франции), вид худ. деятельности, основанный на умении в определённом ритме подбрасывать и ловить на лету разнообразные предметы. Первое документальное свидетельство о жанре относится к 1900 до н. э. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли "вентилаторами", а жонглёров мячами - "пилариусами". Сохранилось упоминание о юной артистке, жонглировавшей горящими факелами. В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки. 5. Дрессировка, ДРЕССИРОВКА, дрессура (от франц. dresser - обучать, натаскивать), жанр циркового искусства, приручение и подготовка животных к публичной демонстрации трюков на манеже или др. зрелищной площадке. Дрессировка сводится к выработке у животных с помощью длительной тренировки стойких условных рефлексов, заставляющих животное реагировать на сигнал дрессировщика ответным действием. Артист, работающий в жанре дрессуры, называется дрессировщиком (раньше они назывались укротителями). Дрессура как жанр была известна с древности. В средние века в Западной Европе с дрессированными животными в ярмарочных театрах выступали странствующие комедианты. В России дрессировщики - поводыри медведей выступали на улицах, нар. гуляниях и при царском дворе ещё в 16 в. Широко представлена в отечественном цирке дрессировка различных видов животных. Дуровы дрессировали слонов, бегемотов, морских животных, кенгуру, обезьян, верблюдов, разнообразных пернатых, а также домашних животных - свиней, собак, кошек и пр., звери у них разыгрывали мини-спектакли, комические сценки. У клоуна-дрессировщика М. Золло, выступавшего с начале 20 в., в составе зоогруппы находилось свыше 200 животных. Оригинальный спектакль, где действовали бегемот, удав, шимпанзе, зебра, попугаи, в конце 50-х гг. показал С. Исаакян. 6. Эквилибристика, ЭКВИЛИБРИСТИКА (лат. aequilibris - находящийся в равновесии), один из основных цирковых жанров. Объединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах. Российские эквилибристы М. Егоров и В. Волжанский первыми исполнили сложные стойки на ходулях. Особенно эффектно смотрелись прыжки в стойке на одной руке на ходуле. 7. Атлетика, (от греческого athletikos - свойственный борцам), жанр циркового искусства, заключающийся в демонстрации незаурядной физической силы человека в художественной форме. Мифология античного мира богата именами исполинов: Геракл, Ахилл, Тезей, Патрокл, Антиной, Милон Кротонский, семь раз увенчанный лаврами победителя на Олимпийских играх. Одним из первых познакомил русскую публику с силовыми номерами атлет Эккенберг, которого пригласил в Россию в 1719 Петр 1. Выступавший в образе веселого балагура-силача, Эккенберг разрывал якорные цепи, поднимал зубами пушечный ствол с сидящим на нем барабанщиком, который отбивал дробь. Русским цирковым геркулесом был П. Ступин (1852-1916). Его номер: на манеж въезжал извозчик, сидящий на сиденье экипажа, у которого не было пола-платформы. Атлет ложился затылком на заднюю ось, а ногами на переднюю, на него вставало восемь человек, вдобавок он держал на вытянутых руках штангу - в таком положении артист в экипаже проезжал два круга. К концу 19 в. в цирке сформировалось особое направление в жанре атлетики - жонглирование тяжелыми предметами, крафт-жонглирование (от немецкого kraft- сила). Появление этого вида в значительной степени обязано немецкому атлету Раппо, выступавшему в России в 1829-54 гг. Раппо жонглировал пудовыми палицами, топорами, пушечными ядрами, иногда в контрастном сочетании с легкими предметами, например со скомканным листом бумаги. В России популярностью пользовалась дама-атлет Баланотти, (прабабушка известного жонглера Н. Ольховикова), которая завершая номер, исполняла свой коронный трюк - уносила с манежа в зубах стул с сидящим на нем ассистентом. Мировую известность завоевала Брумбах (псевд. Екатерина Великая), которая появлялась в сарафане и кокошнике и исполняла свой коронный трюк "Адская кузница" - на груди артистки помещали тяжелую наковальню, на которой двое дюжих молодцов, одетых под чертей, ковали раскаленное железо. 8. Фокусы. Искусство фокусников* , создающих иллюзию чудодейственных превращений, иногда называют "честным обманом". Их мастерство зиждется на быстроте и ловкости рук и на применении специальной аппаратуры. Искусство фокусников - тонкое и сложное. Овладение им требует очень большого труда. Успех выступления фокусника зависит не только от изобретательности и оригинальности его трюков, но и от того, насколько он их изящно, легко, артистично преподносит. Древним и традиционным занятием населения Верхней Волги было приручение медведей. "Косолапый” стал главным четвероногим артистом в России, прежде всего потому, что звери эти обильно населяли русские леса, и ловить их было относительно просто. К тому же, стоящий на задних лапах медведь напоминает человека, а это дает большие возможности для проведения различного рода аллегорий, как сатирических, так и юмористических. В XVIII - XIX веках "ходебщики” с медведями и сами медведи, как правило, брались из Ярославской губернии. Цирк современного вида начал формироваться в России лишь в XIX веке. Первым специальным зданием, построенным в России для цирковых представлений, было здание Гимнастического цирка на Крестовском острове в Петербурге (его открытие состоялось 4 июля 1822 года). Сколько - ни будь подробных сведений об этом цирке не сохранилось, так как он, по-видимому, не был популярен среди петербуржцев. 11 декабря 1827 года в Петербурге был открыт цирк у Симеоновского моста, из - за чего сам цирк получил название Симеоновского. В 1842 году этот цирк из - за ветхости был снесен. В 1845 году в Петербург приехал итальянец Александр Гверра и выстроил деревянный цирк на площади Большого театра. Параллельно с Петербургом цирки работали также и в Москве. Летом 1830 года в Нескучном саду выстраивается первый в России цирк шапито, где попеременно идут театральные представления и конные ристания. Инициатором постройки этого цирка выступил известный романист, драматург и театральный деятель М. Н. Загоскин. | |
Просмотров: 4728 | Загрузок: 442 | |