Версия для слабовидящих>
MENU
Главная » Файлы » Наши разработки » Электронные презентации

Чарующая сила музыки
25.12.2012, 12:04

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)- немецкий композитор, органист.

 Биография Баха

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750 гг.)-  великий немецкий композитор 18 века. Прошло уже более двухсот лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке все возрастает. При  жизни композитор не получил заслуженного признания. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 г. под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшие произведения Баха – «Страсти по Матфею». Впервые – в Германии – было издано полное собрание баховских сочинений. Это 250 кантат, 24 прелюдии и фуги 1- го тома «Хорошо темперированные клавир» и многое другое. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. «Не ручей!» - Море должно быть ему имя – сказал о Бахе великий Бетховен.

Иоганн Себастьян Бах – родился в 1685 г. в небольшом немецком городке Эйзенахе. Предки Баха Издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха – музыкантом.

Жизнь в небольших немецких городах начала тяготить Баха. Его тянуло к крупным музыкальным центрам Германии. К тому же ен хотел дать хорошее образование своим сыновьям, что было возможно лишь в университетском городе. Безуспешно пытался Бах получить место органиста в одной из церквей Гамбурга. С большим трудом он добился должности кантора школы св. Фомы в Лейпциге, освободившейся после смерти И. Кунау. После того как от этого места отказались "более знаменитые" композиторы Г. Телеман и X. Граупнер, магистрат города должен был "довольствоваться музыкантом среднего достоинства" и пригласил Баха.

 В 1723 году Иоганн Себастьян Бах вместе со своей многочисленной семьей (он был дважды женат; от первого брака у него было 4 ребенка и от второго - 17) окончательно обосновался в Лейпциге, где прожил до конца жизни. Помимо работы кантором, Бах служил органистом в крупнейших церквах города. В 1729-1740 годах он возглавил "Музыкальную коллегию" - общество, ведавшее концертной жизнью Лейпцига. Нередко композитор сам выступал в этих концертах и как дирижер, и как солист. Для этих же концертов он писал оркестровые сюиты, инструментальные концерты, светские кантаты. Лейпцигский период творчества Баха был особенно плодотворен. За это время были созданы II том его "Хорошо темперированного клавира", си-минорная месса, Итальянский концерт, ряд органных сочинений. Большинство его кантат также относится к этому периоду. В последние годы жизни композитор написал два монументальных цикла для клавира - "Музыкальное приношение" и "Искусство фуги".

 Во многих городах Германии была хорошо известна разносторонняя деятельность Бах как музыканта, пользовавшегося большим авторитетом, исполнителя, педагога - (в числе учеников Баха - его сыновья Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил и Иоганн Кристоф, И. Ф. Агрикола, И. Т. Гольдберг - отличный клавесинист, для которого Бах написал свои 30 вариаций, Г. А. Гомилиус, Ф. Кирнбергер, И. X. Китель, И. Т. Кребсидр.). Однако Баха как композитора знал лишь узкий круг его друзей и почитателей. При жизни произведения его почти не издавались, многие из них были утеряны. Ослепший к концу жизни, Бах скончался, не получив у современников признания. Виднейшим композитором из баховской семьи считался в те годы не Иоганн Себастьян, а его сын Филипп Эммануил. Бах даже не смог обеспечить свою семью; после его смерти вдова Баха умерла в доме призрения, младшие дети были на грани нищеты.

Лишь после смерти Баха постепенно вырос интерес к его творчеству, а спустя 80 лет его музыка получила, наконец, исключительное распространение. Очень много для всесторонней пропаганды творчества Баха сделал Ф. Мендельсон, благодаря которому в 1829 году в Берлине с необычайным успехом были исполнены "Страсти по Матфею". В 1850-х годах в Лейпциге было основано Баховское общество, поставившее своей задачей изучение и публикацию всех сочинений великого композитора. (Одним из инициаторов этого общества был Р. Шуман.) В 1851-1900 годах издано полное собрание сочинений композитора в 47 тт.

 Музыкальное наследство Баха чрезвычайно богато и разнообразно. За исключением оперы, он творил во всех современных ему жанрах. Такие его вокальные произведения, как "Магнификат" (1723), Месса си минор (1733-1738) - одно из капитальнейших сочинений Баха, изобилующее пленительными ариями, драматическими хорами, трогательными хоралами, "Высокая месса" (1730), "Страсти по Иоанну" (1723), "Страсти по Матфею" (1729) и др., принадлежат к лучшим достижениям мирового хорового искусства. Хотя эти композиции написаны на евангельские тексты, они по характеру трактовки сюжетов выходят за рамки церковной музыки. С исключительной силой композитор передает в них реальные человеческие чувства и переживания. Бах, претворяя в них мотивы героической борьбы и победы ("Магнификат"), создал исключительные по впечатлению образы скорби народа. В вокальных произведениях Бах разрабатывает не только народно-песенные мелодии, но и темы танцевального характера в ариях, симфонических эпизодах. Среди светских кантат Баха, написанных на случай, - "Деревенская", исполняющаяся от лица двух саксонских крестьян, "Кофейная", высмеивавшая увлечение новым напитком кофе, "Охотничья" - одно из первых сочинений Баха в этом роде и др.

 

 В ряду инструментальных произведений Баха основное место занимает клавирная и органная музыка. 2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством. Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях (I том закончен в 1722 году, II - в 1744 году). В этом произведении, как писал А. Г. Рубинштейн, "вы найдете фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они сходны - в красоте. И к тому прелюдии - прелесть, совершенство, разнообразие которых просто изумительно". Для клавира же Бахом написано несколько концертов в сопровождении оркестра, 2 сонаты, фантазия, в т. ч. "Хроматическая фантазия и фуга" (А. Н. Серов называет ее "одним из могущественнейших клавесинных произведений" Баха), 7 токкат, вариации, включая "Арию с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации"), инвенции, прелюдия, "Итальянский концерт" - единственный концерт Баха, написанный для клавира соло без инструментального сопровождения, сюиты. Большая часть сюит композитора объединена в три сборника. Первый сборник - "Французские сюиты" - составлен из пьес, в основном связанных с французскими танцами (куранта, гавот, менуэт, бурре и др,.); следующий сборник - "Английские сюиты" (есть предположение, что сборник составлен по заказу любителя музыки - англичанина); третий сборник - партиты - небольшие пьесы танцевального характера (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др.).

В числе органных произведений Баха - хоральные прелюдии, хоралы, прелюдии и фуги, пассакальи, токкаты. Эти композиции относятся к лучшим произведениям мировой органной литературы. Красота, стройность формы, ясность развития, глубина содержания - характерные черты баховского стиля - полностью проявились в органных сочинениях Баха. "Симфоническими поэмами в миниатюре" назвал М. Регер органные прелюдии Баха. Многие его органные произведения вошли и в концертный репертуар пианистов благодаря транскрипциям Листа, Таузига, Бузони, д'Альбера и др.

Бах был не только превосходным исполнителем на клавире и органе, но и отличным скрипачом. Он оставил такие значительные произведения для скрипки, как концерты, 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло (особенно популярна чакона из ре-минорной партиты, написанная в вариационной форме, - замечательный образец скрипичного стиля Баха), 6 сонат для скрипки и клавира (Т. Н. Ливанова пишет, что "величайшим новшеством и лучшей особенностью этих сонат является их развитой, непосредственно выразительный мелодический стиль").

Заслуженной известностью пользуются и оркестровые произведения Баха - 4 сюиты, построенные на танцевальных формах, и особенно 6 Бранденбургских концертов, созданных в 1721 году по заказу бранденбургского маркграфа и имевших большое значение в истории симфонической музыки; концерты написаны для инструментального ансамбля в различных сочетаниях с солирующими инструментами.

Большое место в творчестве Иоганна Себастьяна Баха занимают народные элементы. Т. Н. Ливанова указывает, что творчество Баха, с одной стороны, связано через протестантский хорал с народно-песенными мелодическими истоками, а с другой - "оно вообще поднимается до выражения чувств и мыслей, близких народным массам, но передает их в философски углубленной, опоэтизированной форме". В своих произведениях Бах использовал и мелодии популярных песен, например в "Деревенской кантате"; некоторые части его сюит носят ярко выраженный народно-плясовой характер.

Творчество Баха является вершиной полифонического стиля и в этом смысле представляет собой монументальный итог развития европейской музыки на протяжении нескольких веков. Вместе с тем не случайно то, что Бетховен называл Баха "праотцем гармонии", "бессмертным богом гармонии". Действительно, Бах, как никто до него, воплотил в своем творчестве единство мелодии и гармонии и в рамках полифонического стиля прокладывал новые пути, приведшие в конечном итоге к рождению новых форм и средств музыкальной выразительности, развитых впоследствии великими композиторами новой исторической эпохи. Благотворное влияние Баха сказывается и в наши дни. Творения великого художника-гуманиста продолжают восхищать слушателей силой, яркостью, свежестью и глубиной мысли, правдивостью образов и чувств.

Наследие Баха оказало огромное влияние на развитие не только немецкой, но и всей мировой музыки. Очень высоко ценили его творчество и русские "композиторы-классики - Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев и мн. др.



Людвиг ван Бетховен (1770-1827)- немецкий композитор.

 Афоризмы Бетховена

Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.

Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворен собою и старается идти все дальше...

Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея...

Музыка - народная потребность.

Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. - я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот.

Музыкант тоже поэт; пара глаз может его внезапно перенести в лучший мир, где музы могут шутя внушить ему великие творения.

 Трагедия Бетховена

В детстве Бетховена его отец суровыми мерами заставлял сына заниматься музыкой. Скоро  в городе стали появляться объявления вроде такого: "Сегодня в зале музыкальных академий на Штернгассе, курфюршество Кельн, придворный тенорист Бетховен будет иметь честь представить своих двух учеников, а именно, м-ль Авердонк, придворную альтистку, и своего шестилетнего сына". Похоже, впрочем, Бетховену возраст занижали года на два, и впоследствии он неоднократно говорил, что, в сущности, точно не знает, сколько ему лет...

 В семнадцать он познакомился в Вене с Моцартом. Биограф Моцарта Отто Ян отмечает: маэстро "быстро прошел к сидящим в соседней комнате друзьям и возбужденно сказал: "Берегите его, однажды он заставит говорить о себе мир".

 В двадцать три, когда Бетховен показывал Гайдну свои первые композиции, тот сказал ему: "У вас огромный талант, и вы добьетесь еще большего, чудовищно большого таланта. Ваше воображение служит неисчерпаемым источником мыслей, однако... хотите, чтобы я говорил с вами искренне?.. я скажу, что, по моему мнению, в ваших произведениях всегда будет что-то, не хочу сказать, странное, но - непривычное... потому что вы сами несколько мрачны и странны, а стиль музыканта - это всегда он сам".

Отвечая одной даме, спросившей, часто ли он слушает оперы Моцарта, Бетховен не задумываясь ответил: "Я не знаю их, я вообще неохотно слушаю чужую музыку, чтобы не нанести ущерба своей оригинальности". Бетховен был одинок. Неказистой внешности, чудаковатый, чрезвычайно вспыльчивый, способный обозвать последними словами музыкантов оркестра, так что они иногда отказывались впоследствии играть в его присутствии, - такому человеку трудно было рассчитывать на взаимопонимание. "Его талант, - напишет Гете, - привел меня в изумление; однако это совершенно необузданная личность..." Одинок он был не только в творчестве. Хотя творчество и жизнь Бетховена разделить очень трудно.

Музыку Бетховена и поныне знают не все. Но почти всем известно, что Бетховен был глух. Глухота стала продолжением одиночества. Он пытается скрывать ее, но это становится все тяжелее. И тогда на одном из листков с набросками он пишет: "Пусть твоя глухота больше не будет тайной - и в искусстве тоже..."

 24 марта 1827 года Бетховен последний раз причастился. Была гроза. Свидетельство очевидца: "После 5 часов молния со страшным громом ярко осветила комнату умирающего. Бетховен открыл глаза, поднял правую руку и, вытянув вверх сжатый кулак, посмотрел со строгим, угрожающим лицом. Когда он опустил поднятую руку на постель, его глаза наполовину закрылись. Больше он не дышал, и сердце его не билось!" И в этом поднятом кулаке - итог жизни Бетховена - Победа.

 

Иоганнес Брамс (1833-1897)- немецкий композитор, пианист, дирижер.

 Биография Брамса

Иоганнес Брамс (07.05.1833 - 03.04.1897) - немецкий композитор. Первым учителем музыки был его отец, работавший валторнистом, потом контрбасистом в небольших ансамблях, выступавших в увеселительных заведениях Гамбурга. Одаренный пианист, Брамс начал публично выступать уже в детские годы. Но необеспеченное материальное положение семьи вынудило его браться за любую работу - он переписывал ноты, аранжировал, играл в садах и ресторанах.

В концертах Брамс начал исполнять и собственные произведения. Шуман, услышав его сочинения, поместил о нем восторженную статью под названием "Новые пути" в лейпцигском "Новом музыкальном журнале". В этой статье Шуман называет Брамса преемником Бетховена. Вместе с замечательным венгерским скрипачом Иоахимом, выдающейся пианисткой Кларой Шуман и некоторыми другими музыкантами Брамс выступал против программной музыки Листа и оперной реформы Вагнера, за сохранение основ старого классического музыкального искусства с его исторически сложившимися закономерностями формы.

 В 1850-х годах Брамс много выступал как пианист в различных городах Германии (в т.ч. неоднократно в лейпцигском Гевандхаузе). Начиная с 1862 года творческая деятельность Брамса теснейшим образом связана с Веной. С венским городским фольклором связаны его серенады, ансамбли, циклы вальсов, как, например, "Песни любви". По выражению Брамса, народная песня являлась его идеалом

Творчество Брамса, охватывающее все жанры, за исключением опер и балетов, характеризуется глубокой и органической связью с народно-бытовой музыкой. Другой особенностью творчества Брамса является новое развитие традиций немецкой музыкальной классики и обогащение этих традиций достижениями музыкального романтизма. Глубина мысли сочетается в музыке Брамса с яркой эмоциональностью (хотя отдельные страницы его сочинений не лишены черт рассудочности и не свободны от известной "недосказанности", как говорил Чайковский). Лирика Брамса носит возвышенно-философский характер.

 Брамс - выдающийся национальный художник немецкого народа. Его музыка насыщена глубоким жизненным содержанием и утверждает реалистические принципы народности искусства.

 Афоризм Брамса

Сочинять не так уж трудно; зачеркивать лишние ноты - вот что труднее всего.




 

Рихард Вагнер (1813-1883)

немецкий композитор, автор опер "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", тетралогии "Кольцо Нибелунга".

Интересные факты

2. а при чем здесь я?

Как-то Вагнер пригласил на премьеру своей оперы "Тангейзер" в парижской Гранд Опера композитора Мейербера, приятеля и соперника.

 - Ну как вам, маэстро, мое новое произведение? - спросил он, когда занавес упал.

 Вместо ответа Мейербер указал на спящего зрителя:

 - Смотрите сами.

 А когда была поставлена опера Мейербера, он в свою очередь пригласил Вагнера.

 - Каковы впечатления? - поинтересовался на этот раз Мейербер.

 -Я вижу, что и ваша музыка повергает слушателей в сон! - с торжеством рассмеялся Вагнер, обнаружив в зале безмятежно посапывающего зрителя.

 - Где? Ах, этот? - пожал плечами Мейербер. - Ну, этот спит еще с того вечера, когда шел ваш "Тангейзер"...

 

3. публика всегда права...

В 1855 году Вагнера пригласило Лондонское филармоническое общество дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам. В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену и "мучает их в своих концертах", как угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть. Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. И на следующем концерте партитура действительно лежала на пюпитре.

 Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли:

 - Ведь мы вам говорили!... Это совсем другое звучание! Настоящее бетховенское звучание! С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!...

 С этими словами один из музыкальных знатоков схватил открытую партитуру, и - о ужас!... То был "Севильский цирюльник", да еще в переложении для фортепиано и к тому же стоящий на пюпитре... вверх ногами.

4. познакомились...

 

Как-то, только что познакомившись, Рихард Вагнер и Роберт Шуман провели вместе около часа. После этой встречи Вагнер всем рассказывал:

 - Шуман - прекрасный музыкант и замечательный, благороднейший человек, жаль только, что слишком молчаливый...

 Шуман же в свою очередь сообщал своим знакомым:

 - Наконец-то я познакомился с Вагнером! Он мне очень понравился, одно только плохо: уж слишком он разговорчивый...

 

5. я вас узнал, маэстро!

Когда Вагнер приехал в Лондон, его познакомили с неким лордом Питкином, который всюду объявлял себя большим поклонником вагнеровской музыки. Узнав от композитора, когда состоится его концерт, аристократ вознамерился посетить его.

 После концерта Вагнера пригласили на великосветский прием, где лорд Питкин от всей души поздравил его с успехом.

 - Честно говоря, сэр, я еще никогда в жизни так не смеялся, - обратился лорд Питкин к композитору. - Поверьте, прошло около получаса, пока я узнал вас в пышном парике, с лицом, выкрашенным в черный цвет! Оказалось, что "меломан" перепутал концертные залы и попал... на выступление негритянского оркестра.

 

6. урезоньте этого невежду!

Двое англичан отправились в дрезденский театр послушать оперу Вагнера. Когда свет погас, какой-то мужчина занял место позади них. Во время действия новоприбывший вел себя более чем странно - все время издавал возгласы:"Ах, как хорошо!... Ах, Боже праведный, - это ужасно!..." При этом он всплескивал руками и топал ногами, причем совсем не в такт музыке. В антракте рассерженные англичане обратились к капельдинеру с просьбой вывести из зала несносного зрителя.

 - Боюсь, что это не в моих силах, уважаемые господа, - развел руками капельдинер. - Это очень большой человек.

 - Кем бы он ни был, - возмутились привыкшие к демократии англичане, - мы требуем, чтобы этого невежду немедленно урезонили. Он мешает нам слушать гениальную музыку Вагнера!

 - В том то и дело, господа, - шепотом пояснил капельдинер, - что за вами как раз и сидит сам господин Вагнер...

 

7. срочно требуются черные кони!..

Австрийский дипломат фон Ринг рассказывал, что первое представление знаменитой на весь мир оперы Вагнера "Валькирия" в Вене чуть было не отменили. Дело в том, что согласно постановочному замыслу в этой опере на сцене должны были появиться вороные лошади, причем самые настоящие. В придворных конюшнях были дрессированные кони, но все они были серые, а Вагнер категорически требовал вороных.

 - Вы хотите опозорить меня! - топал он ногами на директора. - Я не допущу такого издевательства, пусть уж лучше и вовсе моя опера никогда не будет поставлена в Вене, чем ее будут играть с серыми конями!

 - Но ведь оперу подготовили, затратили средства...

 - Меня это не касается!

 И только вмешательство фон Ринга помогло урегулировать этот конфликт... Дипломат подал "дипломатический" совет: выкрасить серых коней в черный цвет.

 Вагнер с восторгом схватил его руку, пожал и воскликнул:

 - Вы спасли мне жизнь!

 Коней выкрасили. Спектакль состоялся...

 

8. форте для земляков

Как известно, нет пророка в своем отечестве... Несмотря на мировую славу и известность, Рихарда Вагнера долго не признавали в его родной Германии.

 Как-то раз в Вене во время представления оперы Вагнера сидевшего в зале композитора кто-то внезапно похлопал по плечу. Вагнер обернулся и, так как музыка звучала чрезвычайно громко, крикнул:

 - Что вы хотите?!

 - Господин Вагнер, я вас узнал, - тоже почти прокричал некий господин. - Скажите, а не кажется ли вам, что ваша музыка чересчур громкая?

 Вагнер приложил ладони ко рту и рявкнул во весь голос:

 - Сударь, это для того, чтобы отсюда меня услышали в Германии!...

 

9. а знаете, совсем неплохо...

Одна стареющая танцовщица, потеряв с возрастом легкость и грацию, но не желающая покидать сцену, решила поменять профессию и заняться пением. Старательно заучив несколько легких арий, она явилась к Вагнеру и попросила прослушать ее.

 После того как вокальный репертуар был исчерпан, Вагнер любезно попросил ее продемонстрировать свое умение танца. Его просьба была удовлетворена. В комнате наступило долгое молчание.

 Наконец артистка не выдержала:

 - Скажите же, маэстро, понравилось ли вам, как я пою?

 - Для танцовщицы неплохо.

 - О, благодарю вас, месье...

 - И, кстати, для певицы вы весьма неплохо танцуете, - с улыбкой закончил Вагнер.

 

11. дословный перевод

Репетируя в Лондоне с английским оркестром, великий, но вспыльчивый Вагнер был крайне недоволен музыкантами. Трубачи все время ошибались, барабанщик опаздывал, а скрипки совсем не звучали... Маэстро вне себя от ярости потребовал от переводчика, чтобы он сообщил музыкантам следующее:

 - Если это стадо идиотов не будет играть как следует, я их всех выкину вон!

 Переводчик понимающе кивнул и перевел:

 - Джентльмены, маэстро приносит вам свои извинения в связи с тем, что его музыка доставляет вам трудности. Он просит вас сделать все, что в ваших силах, и ни в коем случае не волноваться!..

 

13. вагнер и "чертова дюжина"

Вагнер был весьма суеверным человеком. Он до конца своих дней приходил в панический ужас от числа 13. Причиной этого его страха был тот факт, что композитор родился в 1813 году и его имя и фамилия Richard Wagner заключает в себе "чертову дюжину". Сам Вагнер говорил по этому поводу:

 - Если бы от рождения меня не преследовала "чертова дюжина", то я уже к тридцати годам покорил бы весь музыкальный мир!..

 Боясь провала новой оперы, Вагнер категорически запрещал устраивать премьеры тринадцатого числа...

 

14. лебедь... не по расписанию

Первый исполнитель партии Лоэнгрина Йозеф Тичачек отпустил шутку, обессмертившую его. Однажды, стоя за кулисами, он готовился к выходу: Лоэнгрин должен был выплывать на сцену в ладье, запряженной лебедем. Но рабочий запустил лебедя раньше, и ладья оказалась на сцене без певца. Тогда Тичачек невозмутимо спросил у рабочего сцены:

 - Скажи, любезный, а когда отходит следующий лебедь?

 Эта шутка потом кочевала по оперным театрам разных стран, где ставился "Лоэнгрин".

 

16. для книги рекордов гиннесса

Склонный к музыкальной гигантомании, Вагнер написал самую длинную в мире сольную арию. Она звучит в сцене жертвоприношения Брюнгильды в опере "Гибель богов". Время звучания арии 14 минут 46 секунд! Также Вагнеру принадлежит самая длинная в мире классическая опера - "Нюрнбергские мейстерзингеры". В несокращенном варианте опера длится 5 часов и 15 минут.

17. не того сбросили!

В марте 1938 года фашистская Германия оккупировала Австрию. В 1942 году немецкий военный комендант Вены Провел расово-идеологическую чистку вверенного ему города: Венскую оперу украшали бюсты великих композиторов, и, по сведениям коменданта, в их число беззаконно проник бюст еврея - композитора Мендельсона.

 В сопровождении нескольких солдат комендант самолично влез на крышу оперы. Они обошли все скульптуры, ища Мендельсона. Сделать это было непросто, так как больших культурных познаний у коменданта не было. Однако он был физиономист и знал арийскую теорию. Отличить еврея от нееврея было для него раз плюнуть.

 Комендант нашел композитора с самым крючковатым носом и самым неарийским выражением лица, и по его приказу солдаты обрушили бронзовый бюст этого еврея на тротуар у театра.

 Но вскоре, к ужасу коменданта, выяснилось, что он ниспроверг не еврея Мендельсона, а немца Вагнера - любимого композитора Гитлера...

 За эту провинность коменданта отправили на русский фронт.

Биография Вагнера

Детство Рихарда Вагнера было насыщено впечатлениями театральной жизни: его отчим Людвига Гайера (Geyer) (возможно, Вагнер был его сыном)был актером в дрезденском театре, и в их доме постоянно гостили артисты, здесь разыгрывали сцены из спектаклей, читали стихи известных поэтов. Но театр с его напудренными париками, наигранностью и жеманством мало прельщал Рихарда. Он увлекся античной литературой и в 13 лет с жадностью перевел на немецкий язык 12 песен «Одиссеи», трагедии Эсхила и Софокла. В это же время юный Вагнер открыл для себя Шекспира и для того, чтобы читать его в подлиннике, сам за короткий срок выучил английский язык. Результатом такого увлечения стало рождение его первой драмы «Лейбальд и Аделаида», которая по своему трагизму напоминала «Гамлета» и «Короля Лира» вместе взятых. Два года подросток увлеченно трудился над этим полотном! В пьесе постепенно умирают 42 героя, и, чтобы довести драму до конца, юный автор был вынужден вернуть их в следующих действиях в роли привидений. Поразительно, но уже тогда Вагнера не остановили трудности, встретившиеся на пути к воплощению задуманного, не испугала величина идеи, за которую он взялся! В этом он не изменял себе всю жизнь.

Вагнер посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге; в 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а с 16 лет сочинял музыку. В 1831 году поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига (Weinlig), кантора церкви Cвятого Фомы. Год спустя симфония Вагнера была с успехом исполнена в Гевандхаузе. В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и написал оперу "Феи", которая при его жизни не звучала. Опера "Запрет любви", созданная в 1835 году, была поставлена в следующем году в Магдебурге. К тому времени Вагнер уже дебютировал как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась). В 1836 году Вагнер женился на певице Минне Планер (Planer) и вместе с ней переехал в Кенигсберг (ныне Калининград), где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу - "Риенци". В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена.

 В 1839 году чета Вагнеров, спасаясь от кредиторов, перебралась из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров, параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке ("летучем голландце"). Между тем в 1842 году его "Риенци" - образец большой оперы во французском духе - был принят к постановке в Дрездене.

 Охваченный революционным пылом, Вагнер принял участие в дрезденском восстании и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-1851 годах Вагнер написал антисемитский памфлет "Еврейство в музыке" ("Der Judenthum in der Musik")

Афоризмы Вагнера

...вне жизни стоящее искусство должно погибнуть...

"Призвать к жизни неслыханное"

В 1860 году Вагнеру было разрешено вернуться в Германию. Это известие застало его в Париже, где он вновь решил попытать счастье и поставил свою новую музыкальную драму «Тристан и Изольда». Но все старания были безуспешны. Вагнер приехал в Германию, и здесь вновь начались мытарства. Он пробовал остановиться в Бадене, потом в Вене, в Праге, Веймаре — и везде терпел неудачу. Но в самый тяжелый момент Судьба вновь протянула свои милосердные руки: Вагнера разыскал его страстный поклонник — молодой баварский король Людвиг II. Он оплатил все долги композитора и предложил для постановок его опер сцену Мюнхенского оперного театра. Окрыленный, Вагнер отправился в Мюнхен и там с удвоенной энергией принялся за постановку своего самого грандиозного по замыслу произведения — тетралогии «Кольцо нибелунга», в основу сюжета которой лег переосмысленный древнегерманский эпос.

 Представление тетралогии — в присутствии германского императора, баварской богемы и многочисленной публики, прибывшей со всех концов Европы, — состоялось уже на сцене Байройтского оперного театра, того театра, о котором Вагнер так долго и сильно мечтал и мечту о котором осуществил благодаря своему другу и покровителю Людвигу Баварскому. Успех был полным! После долгих лет сражений и борьбы осуществилась самая смелая и великая мечта немецкого композитора!

 В 1882 году, за несколько месяцев до смерти Вагнера, на сцене Байройтского театра была поставлена его последняя и самая дорогая его сердцу опера «Парсифаль». Чтобы не профанизировать идею, не превратить «Парсифаля» (мыслившегося как священнодействие) в простой театральный спектакль, композитор попросил исполнять ее только на сцене этого театра-храма, построенного для очищения и возвеличивания человеческой души.

 Опера «Парсифаль» стала итогом жизни немецкого Мастера, его исповедью, обращенной к сердцам всех людей, неравнодушных к своей судьбе и к судьбе всего мира.

Степень влияния Рихарда Вагнера на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей, преобразовал искусство дирижирования. Личность и творчество Вагнера вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе - как в случае Ницше); но даже самые убежденные противники Вагнера не отрицали его величия.



 

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787)

немецкий композитор, автор опер "Орфей и Эвридика", "Альцеста", "Парис и Елена", "Ифигения в Авлиде", "Армида", "Ифигения в Тавриде".

 Биография Глюка

Кристоф Виллибальд Глюк (02.07.1714 - 15.11.1787) - немецкий композитор, по национальности чех (по другой версии - немец). Сын лесничего. В раннем детстве переехал с родителями в Чехию. В 1727 году семья поселилась в Эйзенберге, близ Комотау. В 1731 году поступил в Пражский университет на философское отделение. Возможно, что в это время Глюк брал уроки музыки у знаменитого чешского музыканта Б. Черногорского. В 1735 или 1736 году Глюк переехал в Вену, где поступил на службу к графу Лобковицу, а отсюда - в Милан, в качестве камер-музыканта капеллы князя А. М. Мельци. В Милане Глюк 4 года занимался у Дж. Б. Саммартини. В 1741 году он дебютировал оперой "Артаксеркс" (на либретто П. Метастазио), за которой последовали другие, в стиле итальянской музыки того времени, написанные также на мифологические и легендарно-исторические сюжеты П. Метастазио. Глюк писал и отдельные номера для опер других композиторов. Постановки опер Глюка "Деметрий" (1742), "Демофонт" (1742), "Тигран" (1743), "Гиперместра" (1744) и др. проходили с большим успехом, и в 1745 году он получил заказ на сочинение двух опер от английского театра. Глюк переехал в Лондон, где познакомился с Генделем. В марте 1746 года в Лондоне состоялся совместный концерт Генделя и Глюка.

 Оратория Генделя, а также и оперы Рамо, которые Глюк слышал, будучи в Париже, произвели на молодого композитора глубокое впечатление. Постепенно Глюк пришел к мысли, что основой оперы должны быть не отдельные арии, мало связанные между собой, а последовательно развивающееся действие. Он стремился в своем творчестве к более тесной связи между словом и музыкой, все более отходил от внешнего блеска и виртуозности, господствовавших в то время на итальянской сцене.

 Но первым произведением, с которого начинается решительный отход Глюка от старых оперных традиций, была опера "Орфей и Эвридика" (пост. 1762, Вена; 2-ая редакция, пост. 1774, Париж). В отличие от прежних опер в "Орфее" Глюк стремился к цельности и органичности музыкально-сценического развития, сознательно исключая все внешние эффекты. Большую роль в реформе Глюка оперы-сериа сыграло содружество с прекрасным либреттистом, которого он нашел в лице Р. Кальцабиджи.

 Более последовательно свои реформаторские идеи Глюк осуществил в операх "Альцеста" (пост. 1767, Вена) и "Парис и Елена" (пост. 1770, ВенаТесно связывая речитативы с ариями и хорами. Глюк в то же время усиливает мелодическую выразительность самих арий. Значительно повышает Глюк выразительную роль оркестра сопровождения оперы; хор и балет органически включаются им в драматургический план. "Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства", - писал Глюк.

 В 1773 году Глюк прибыл в Париж для постановки своей новой оперы "Ифигения в Авлиде" по трагедии Расина. Реформа Глюка вызвала в предреволюционном Париже горячую дискуссию. Слушатели разделились на два лагеря: сторонников драматического направления - "глюкистов", которые считали музыку Глюка созвучной просветительским идеям Руссо, и "пиччиннистов" - парижскую аристократию, консервативно отстаивавших устаревшие традиции придворного театра и выдвигавших в противовес Глюку итальянского композитора Никколо Пиччинни. Между "глюкистами" и "пиччиннистами" разгорелась ожесточенная борьба. Но успех "Армиды" (1777) и особенно "Ифигении в Тавриде" (1779) нанес решительное поражение сторонникам итальянца (сам Пиччинни признал впоследствии, что Глюк произвел в Париже "музыкальную революцию"). После постановки своей последней оперы "Эхо и Нарцисс" (1779) Глюк возвратился в Вену. Последним произведением Глюка было "De profundis" для хора с оркестром, написанное за пять дней до смерти.  Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787 года.

 Музыкально-историческое значение Глюка чрезвачайно велико. Своим творчеством он оказал глубокое влияние как на немецких композиторов-классиков (особенно на Бетховена), так и на французских композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 века (Мегюль, Госсек, Керубини и др.).

Афоризм Глюка

Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.

 


 

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)- немецкий композитор, дирижер, пианист, органист, автор знаменитого Свадебного марша.

 Биография Мендельсона-Бартольди

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (03.02.1809, Гамбург - 04.11.1847, Лейпциг) - немецкий композитор, дирижер и пианист. Внук известного философа Моисея Мендельсона.

 Гимн любви

Без этой мелодии невозможно представить себе самый счастливый день жизни. Она - главная музыка свадьбы, называемая "Марш Мендельсона". Проходят десятилетия, а "Свадебный марш" не кажется кризисом жанра, и ему не спешат найти замену. Но мало кто знает, каким человеком был композитор, написавший ее, и был ли любим и любил ли сам?

 3 февраля 1809 года в Гамбурге в семье богатого банкира А. Мендельсона-Бартольди родился мальчик. Его назвали Якоб Людвиг Феликс. . Внук известного философа Моисея Мендельсона. Феликс значит "счастливый". Жизнь, кажется, оправдывала это имя: все было к услугам одаренного ребенка, все давалось ему легко, словно игра: языки и литература, музыка и рисование, плавание и верховая езда.

 В 17 лет Феликс Мендельсон пишет увертюру "Сон в летнюю ночь" и "просыпается" известным композитором. Через шестнадцать лет после своего первого счастливого взлета прусский король поручает ему написать музыку к этой комедии Шекспира. К своей юношеской увертюре Феликс добавляет ряд номеров, среди которых и "Свадебный марш", сделавший его имя бессмертным.

 Феликс Мендельсон выступает как пианист, дирижирует, интерпретирует музыкальные произведения, сочиняет музыку. Но сердце музыканта свободно. Легкие влюбленности быстро проходят. И ему начинается казаться, что большая любовь никогда не случится в его благополучной жизни.

 В конце октября 1830 года Феликс отправляется в Италию: эта страна всегда дарила ему вдохновение. Сочная зелень садов и виноградников, освещенных теплыми лучами солнца, и высокое безоблачное небо. "Как гармонично вписываются в колорит природы итальянские женщины в ярких нарядах с цветами в волосах!", - восторгался Мендельсон.

 Сначала была Венеция. Потом Рим. Здесь он напишет "Итальянскую симфонию", и именно здесь в его воображении возникнет образ любимой женщины. Феликс совершает долгие прогулки по окрестностям Рима и любуется пейзажами. Он часто бывает в Ватикане. Однажды в зале одного из музеев Феликс Мендельсон остановился около картины Николы Пуссена "Святая Сесилия".

 Покровительница музыки была изображена у клавикорда. Она наигрывала какую-то мелодию, которую внимательно слушали девочка и мальчик. Ласковый взгляд был обращен на двух танцующих купидонов, третий - парил над ними. Он долго смотрел на эту прекрасную женщину и был уверен, что она олицетворяет благородство, гармонию, красоту.

 Покидая Ватикан, Феликс полушутя сказал себе, что когда-нибудь он обязательно встретит такую Сесилию и она станет его женой.

 В октябре молодая пара поселяется в Лейпциге в собственном доме с видом на поля и лес. Вскоре он наполнится звонкими детскими голосами. В 1838 году Сесиль подарила мужу первенца Карла Вольфганга Павла. В 1839 году родилась Мари, в 1841-м - Пауль, в 1843-м – Феликс и в 1845-м - Лили. Каждый раз, когда в семье рождался ребенок, Мендельсон выделял значительную сумму для помощи нуждающимся молодым матерям. Одинокая жизнь Феликса Мендельсона-Бартольди кончилась.

 "Я живу так покойно, как только можно мечтать. Жена, дети благополучны, работы полно - чего же лучшего может желать человек? Я ничего другого у неба не прошу", - писал он другу. Рядом с ним была его муза и мать его детей - Сесиль. Их любовь хранила Святая Сесиль, загадочно улыбавшаяся с полотна старого мастера, предсказывая счастье. И "Свадебный марш" Мендельсона навсегда стал гимном для всех, кто нашел свою любовь.

 Самый известный "свадебный марш" сочинил...

Под его свадебный марш миллионы пар во многих странах мира в течение нескольких поколений вступают в брак. Между тем, сам автор этого шлягера, по утверждению иных историков, никогда не был женат. Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения композитора Феликса Мендельсона Бартольди.

 Вундеркинд Феликс писал своим родителям из Веймара, что «всю вторую половину дня» играет для Гете. 71-летний Гете был в полном восторге. Он мог беседовать с 12-летним Феликсом Мендельсоном как со взрослым: «То, чего твой ученик достиг уже сейчас, - признавался Гете своему другу и учителю Феликса Карлу Фридриху Цельтеру, - по сравнению с тем, чего добился в его возрасте Моцарт, относится как язык образованного взрослого к лепету ребенка».

 Да, Феликс Мендельсон озадачил старика Гете и весь музыкальный мир уже к 12 годам. В 17 он сочинил увертюру «Сон в летнюю ночь». К 20 годам спас от забвения Баха, исполнив его «Страсти по Матфею». Виртуозно играя на скрипке и альте, он был прекрасным пианистом и органистом. Его искусство импровизации, которое заключалось в исключительной способности играть музыку по памяти, вошло в легенды. В 1840 г. Мендельсон с удивительной легкостью подражал виртуозным вариациям Ференца Листа.

 Через пару лет, услышав первую версию из «Тангейзера» Вагнера, он без усилий воспроизвел ее на пианино. Вероятно, он был первым капельмейстером, который использовал дирижерскую палочку. Благодаря его мастерству Лейпцигский оркестр Гевандхауз стал одним из ведущих ансамблей своего времени. При жизни у Мендельсона почти не было конкурентов, а весь музыкальный мир чествовал его как выдающегося композитора.

 Мендельсон был не только гениальным музыкантом, но и ученым, который свободно владел немецким, французским и английским языками, мог читать по-латыни и по-гречески. Он оставил дюжину совершенных рисунков и акварелей, которые делал по итогам своих многочисленных поездок по Европе, прослыв оригинальным художником.

 Его письма хвалили за их литературный стиль и элегантность. Список друзей и корреспондентов Мендельсона читается как справочник Who's who: там не только представители европейских дворянских домов, монархи Пруссии и Саксонии, королева Виктория и принц Альберт, но и Александр фон Гумбольдт, Гегель, сэр Вальтер Скотт, Генрих Гейне, Диккенс и Теккерей. Композитор состоял в переписке со своими коллегами: Беллини, Берлиозом, Керубини, Шопеном, Доницетти, Глинкой, Гуно, Листом, Мейербером, Россини и Вагнером.

 В частной переписке композиторам часто доставалось от Мендельсона. И не только по поводу музыки. Он злословил по поводу Гектора Берлиоза: «... думаю, он хочет жениться, и, собственно, так же плох как и другие, поскольку он подвержен аффектам. Я не могу переносить этот выплескивающийся наружу энтузиазм, это показное перед дамами отчаяние, и сломанную гениальность, черным по белому, раз и навсегда».

 Керубини Мендельсон сравнивал с «потухшим вулканом... полностью покрытого пеплом и камнями». Он насмехался над молодым Ференцем Листом, которого повстречал в 1825 г. в Париже: «У него много пальцев, но недостаточно головы».

 Но Феликс Мендельсон Бартольди мог быть не только язвительным. Он помогал Роберту Шуману, способствовал премьере фортепьянного концерта Клары Шуман, оказывал содействие молодому скрипачу и другу Брамса Йозефу Иоахиму.

 Ранняя смерть Мендельсона в возрасте 38 лет шокировала музыкальный мир. Некрологи возвели его в сонм героев. В массовой культуре 20-го столетия музыка Мендельсона котируется достаточно высоко. Из прежнего кумира он стал «легковесным» музыкантом, а потом снова вознесся на Олимп. Например, к 100-летнему юбилею композитора американский литературный критик Генри Менкен написал, что даже если бы Мендельсон вдруг лишился бы своего подлинного величия, то и тогда бы он не потерял его «ни на йоту».

(прод. см. в ссылке)

Категория: Электронные презентации | Добавил: biblio
Просмотров: 1878 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

6+